Версальский дворец — описание и фото, выдающиеся произведения

Архитектура Версаля описание Версальского дворца

Содержание:

В истории европейской архитектуры нет другого примера подражания, как подражание Версальскому дворцу, множество дворцов и парков было построено в стиле Версаля, послужившего отправной моделью архитекторам и дизайнерам.

Роскошный Версальский дворец и его великолепные парки и сады, изысканные оранжереи и замечательные фонтаны оказали просто волшебное влияние на архитектурную и строительную мысль Европы 18 века.

В Версале монархи и королевский двор жили в невероятной роскоши и развлекали себя создавая невероятное количество интриг и тайн Версаля. У истоков этого коварной традиции стоит Людовик XIV, пережив своего создателя, его творение традицию с успехом использовали потомки, но самого расцвета «интрига-плетение» достигло при Марии-Антуанетте.

Давайте посмотрим и мы на это великолепие, и начнём прямо с самого Версальского дворца – королевского дома.

Версальский дворец

Версальский дворец – это основное строение комплекса, дом Французских королей. Попасть в него можно пройдя через «Королевские ворота» – вызолоченную решётку, украшенную королевскими атрибутами, гербом и короной.

Второй этаж предназначен для королевской семьи – на северной стороне располагались Большие салоны короля, их семь штук, а на южной размещались покои женской половины королевской семьи. Первый этаж занимали королевские придворные.

Во дворце насчитывается около семисот комнат, а тронный зал, где короли принимали послов и важных персон, назван Салоном Аполлона. Тронный зал также использовали под балы, театральные постановки и спектакли.

Зеркальная галерея – наиболее впечатляющее и известное помещение Версальского дворца, галерея играла важную, если не основную, роль в истории дворцовой жизни. Здесь проводились самые роскошные и пышные мероприятия королевского двора, балы, празднества и королевские бракосочетания.

Зеркальная галерея получила такое название за огромные зеркала, заполнявшие пространство между 17 больших арочных оконных проёмов, выходивших на роскошные Версальские сады и парки, создавая необычайный эффект пространства и света. Всего насчитывалось более 350 зеркал. Высота потолков галереи достигала 11 метров, при длине в 73 метра и ширине 11.
В истории Версальского дворца был период, когда мебель в Зеркальной галерее была выполнена из чистого серебра, неплохое вложение капитала, но к началу 18 века в виду больших военных расходов, мебель переплавили на монеты.

Версальский дворец

Версальский дворец (Версаль)

Версальский дворец (Palace and Park of Versailles) – это роскошный дворцово-парковый ансамбль, расположенный в предместье Парижа. Этот памятник архитектуры известен благодаря своим садам, фонтанам, роскошным интерьерам, а главное – благодаря своим необычайным размерам, ведь Версаль является самым большим дворцом в Европе. Только подумайте: одновременно в Версальском дворце могут поместиться 20 тысяч человек!

Фасад, выходящий в парк, имеет длину 570 м. Визуально в нем доминируют одни горизонтальные линии, и только изящные пилястры намеренно нарушают этот ритм. Огромный Зеркальный зал занимает практически все пространство первого этажа основного здания. Изящная галерея делит его на два салона: один для войн (de la guerre) и один для мира (de la paix).

Сэкономь на путешествии!

Что посмотреть

Разумеется, основной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля Версаль является сам дворец. На входе в Версаль Вы получите план дворца, по которому Вы можете проложить свой маршрут. В Версальском дворце обязательно надо посетить Королевскую часовню, которая входит в число самых прекрасных архитектурных памятников эпохи барокко. Пройдя через часовню и сеть сияющих позолотой и хрусталем комнат, Вы окажетесь в тронном зале и знаменитой Зеркальной галерее, в которой после Первой мировой войны был подписан Версальский мирный договор. Кроме того, обязательным пунктом программы является осмотр Покоев королевы в северном крыле дворца, в которых почти каждый квадратный сантиметр стен и потолка украшен позолотой.

Каждой комнате во дворце было придано символическое значение, и ни одна комната – даже в апартаментах, отведенных для придворных или членов королевской семьи, – не оставалась приватной. Центром дворца вовсе не являлся тронный зал или рабочий кабинет. Гораздо большее значение придавалось тому, что происходило в монаршей опочивальне. Здесь ежедневно происходили самые важные церемонии, и никто не смел стесняться наготы их величеств. Для проведения такой церемонии требовалось не меньше сотни придворных, заученно исполнявших сложнейшие хореографические ритуалы.

Разумеется, Вы можете наслаждаться роскошью внутреннего убранства покоев дворца, однако можно прекрасно провести целый день, гуляя по парку Версальского дворца. Ухоженные сады, благоухающие клумбы, музыкальные фонтаны, – здесь есть все, что только может усладить эстетическое чувство. Кроме того, в парке Версаля расположены еще два дворца: Большой Трианон (дворец в итальянском архитектурном стиле) и Малый Трианон (более скромное сооружение, спроектированное для известной фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур). В парке также находится и деревня Марии-Антуанетты – небольшая ферма с тростниковой крышей. Скромное убранство Малого Трианона и изящный аскетизм деревни Марии-Антуанетты дадут Вашим глазам, утомленным сиянием Версальского дворца, долгожданный отдых, а фонтаны, синхронизированные с музыкой, станут настоящей усладой для Вашего слуха.

Версальский дворец расположен примерно в 13 км к юго-западу от Парижа. Проще всего до Версаля добраться на метро (RER) по линии C – Вам будет нужно доехать до станции Versailles – Rive Gauche, которая находится неподалеку от самого дворца. Кроме того, в Версаль отправляются поезда с вокзалов Gare Montparnasse (станция Versailles Chantiers) и Gare St-Lazare (станция Versailles – Rive Droite). Билеты на метро и на поезда стоят одинаково – 2.80€ в одну сторону.

Часы работы Версальского дворцово-паркового ансамбля различны в высокий и низкий сезоны, поэтому перед поездкой в Версаль обязательно ознакомьтесь с сайтом дворца: http://www.chateauversailles.fr/homepage. Сайт доступен на нескольких языках, однако русский в их число не входит.

Купить билеты можно на сайте дворца, в магазинах FNAC (http://www.fnac.com/localiser-magasin-fnac/w-4), в туристическом бюро, которое находится неподалеку от станции Versailles – Rive Gauche, и, наконец, в кассе самого дворца.

При покупке билетов в Версаль очень важно не запутаться, поскольку у них много разновидностей. Во-первых, Вы можете посетить дворец по музейной карте – Paris Museum Pass (http://en.parismuseumpass.com/). По этой же карте можно посетить и многие другие парижские достопримечательности, но если Вы не собираетесь обойти все музеи Парижа за короткий срок, она просто не окупится.

Полный билет в Версаль стоит 25€ в дни работы фонтанов и 18€ в то время, когда фонтаны не работают. За 15€ можно посетить отдельно Версальский дворец с его знаменитой Зеркальной Галереей, покоями короля и королевы, фресками, живописью и скульптурами.

Помимо основного дворца, в Версальский дворцовый комплекс входят еще Большой Трианон и Малый Трианон и деревня Марии-Антуанетты. За 10€ можно приобрести билет в оба Трианона и деревню Марии-Антуанетты. Вход в парк Версаля бесплатный, однако в дни работы фонтанов он обойдется Вам в 8,5€.

Если Вы поедете в Версаль летом, не забудьте взять с собой шляпу или кепку: на территории садов практически негде укрыться от солнца, так что Вы можете с легкостью перегреться.

Сейчас сложно даже представить себе, что еще в начале XVII века на месте нынешнего Версальского дворца, сады которого поражают своей идеальной ухоженностью, находились топкие болота. Но несмотря на столь неблагоприятные природные условия, эта местность к юго-западу от Парижа привлекла к себе внимание Людовика XIII, который в 1624 году велел построить здесь небольшой охотничий замок. А в 1661 году об этом замке вспомнил Людовик XIV, которому казалось, что оставаться в Париже ему небезопасно.

Согласно легенде, когда королю Людовику XIV исполнилось всего 5 лет, он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В воде отражалось солнце. “Я – солнце!” – радостно закричал мальчик. С того дня, поданные и семья ласково называли Людовика «королем-солнцем». Еще в юности он мечтал о чем-то большом, совершенном и уникальном, таком, что поразило бы всю Европу – лучше Лувра, Венсен и Фонтенбло вместе взятых. Для воплощения мечты Людовику XIV понадобилось целых 50 лет! «Король-солнце» превратил охотничий замок отца в самый большой дворец в Европе! Отделку интерьера поручили живописцу Шарлеви Лебрену, а дизайн садов – Андре Ленотру.

«Король-солнце» смог устроить в Версале по-настоящему солнцеподобный дворец, достойный его величия. Восемьсот гектаров болот, на которых так любил охотиться отец короля, были осушены, а их место заняли роскошные сады, парки, аллеи и фонтаны.

В 1682 году Людовику XIV стало уже совсем неуютно в привычном Париже, и монарх решает переехать в Версаль. На тот момент дворец еще был не до конца достроен, да и вообще не вполне пригоден для жизни, но самодержец был непреклонен. Король так долго мечтал о Версальском дворце, что больше не может ждать, – и весь королевский двор вынужден следовать за Людовиком.

Дворцовый комплекс Версаля создавался с целью прославления Франции, и этот первоначальный замысел был успешно осуществлен. Пышность внутреннего убранства, идеальные сады и аллеи, роскошные фонтаны, масштабы дворцово-паркового ансамбля, – все это заставляло гостей французского двора замирать в восхищении.

Версальский дворец был центром политической жизни Франции вплоть до Великой Французской революции в 1789 году. Вместе с падением самодержавия, символом которого являлся Версаль, дворец стал приходить в запустение.

Версальский парк традиционного французского стиля

Ландшафтный дизайн версальского парка определяется классической геометрической формой, заимствованной из Римской архитектуры.

Традиционный французский стиль был разработан между 17-м и 18-м веками и являлся отражением богатства и власти. Французские сады Версаля, расположенные на территории 800 гектаров недалеко от Парижа, были и остаются одними из самых величественных и красивых стилей садового искусства.

Версальский дворец был главной резиденцией французских королей со времен Людовика XIV. Украшенный несколькими поколениями архитекторов, скульпторов, декораторов и ландшафтных архитекторов, парковый ансамбль дал Европе модель идеальной королевской резиденции.

Версальское чудо архитектуры и паркового дизайна имело большое влияние на художественную форму других дворцов и садов в Европе. Это символ системы абсолютной монархии и ее придворной жизни старого режима.

В 1661 году, Людовик XIV поручил Андре Ленотру проектирование и разбивку Версальского парка, который, по его мнению, был так же важен, как и сам дворец.

Потребовалось сорок лет и титанические усилия, чтобы полностью закончить работы по ландшафтному дизайну. Но Андре Ленотра не работал в одиночку. Жан-Батист Кольбер, смотритель королевских сооружений, руководил проектом с 1664 по 1683 год.

Шарль Лебрен, в январе 1664 года был назначен первым живописцем короля, и по его чертежам было создано большое количество скульптурных композиций, статуй и фонтанов.

На огромной территории расположены тщательно ухоженные газоны, геометрические и топиарные фигуры, цветники, каналы с мостиками, оранжереи, водоемы, статуи, скульптуры и 1 400 поражающих воображение водных фонтанов в виде водопадов и каскадов.

Квадраты, прямоугольники, треугольники и круги создаются с помощью низко стриженой живой изгороди из кустарников, соблюдая цветовую схему. Цветы на садовой территории меняются каждый год. Самыми распространенными оттенками являются синий, желтый, красный, лиловый и пастельный.

Центральной осью садов Версаля проходит Гранд-Канал, который создает водную перспективу до самого горизонта, отражая заходящее солнце.

Вокруг канала расположены геометрические просторы насаждений, клумб, дорожек, прудов и озер, а также рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне декоративных светильников и чудесных растений. Мраморные и бронзовые статуи установлены вдоль дорожек и спрятаны в листве.

Рядом с дворцовым комплексом для развлечения Марии-Антуанетты была построена очаровательная уединенная деревня. Ее домики с соломенными крышами, водяная мельница и озеро отражали крестьянский быт Франции той эпохи.

Поскольку французский сад спроектирован на обширной территории, то дорожки также являются важным компонент садового дизайна. Они, как правило, выложены камнем или плиткой. Вдоль дорожек можно увидеть множество скульптурных композиций, солнечные часы, колонны, купальни для птиц и другие парковые украшения.

В 1979 году Версальский парк был причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. После разрушительного зимнего шторма в 1989 году, который уничтожил более 1000 деревьев на территории дворца, французское правительство приступило к реализации широкомасштабного проекта ремонта и реконструкции. Сильнейший ураган в 1999 году привел к потере около 10 000 деревьев, в том числе посаженных Марией-Антуанеттой и Наполеоном.

Около девяти миллионов человек ежегодно посещают этот потрясающий парковый комплекс. Дизайн Версальского парка претерпел изменения на протяжении многих лет, но что остается неизменным, так это его красота, заполняющая душу посетителя.

Версаль – дворец «Короля-солнце» Людовика XIV

Адрес: Франция, город Версаль
Начало строительства: 1661 год
Архитектор: Луи Лево
Основные достопримечательности: регулярный парк (один из самых крупных в Европе), Зеркальная галерея, Галерея битв, дворцовая часовня, Королевская Опера, Большой Трианон, Малый Трианон, Малые апартаменты Короля
Координаты: 48°48’16.6″N 2°07’13.3″E

Краткое описание

Всего 30 минут езды на электричке из Парижа, и пассажир прибывает в Версаль — респектабельный пригород, известный резиденцией французских монархов.

Версальский дворец с высоты птичьего полёта

Город Версаль вырос вокруг скромного охотничьего замка из 5 комнат, основанного Людовиком XIII в 1623 году. Наследник престола — «Король-солнце» Людовик XIV тоже увлекался охотой, но с Версалем он связывал куда более грандиозные планы. Недовольный своей резиденцией в Лувре, монарх решил превратить охотничьи угодья в роскошный дворец.

Версальский дворец. Общий вид.

К тому же, проживание в Лувре казалось небезопасным: ещё в малолетнем возрасте Людовику XIV вместе со своей семьёй пришлось бежать из Парижа, охваченного Фрондским восстанием. В Версале монарх мог бы укрываться от придворных интриг и заговоров, наслаждаясь обществом многочисленных фавориток.

Строительство дворца, начатое в 1661 году при Людовике XIV, продолжалось и во время правления его сына — Людовика XV. Шарль Лебрен — придворный живописец «Короля-солнце» и Луи Лево — «первый королевский архитектор» расширили и оформили Версаль в стиле классицизма.

Золотые ворота Версальского дворца

А мастер ландшафтного искусства Андре Ленотр благоустроил сады и парки. 36 000 человек в поте лица работали на Версаль — осушали болота, создавали искусственный рельеф и пр. Согласно записям тех лет, дворец обошёлся государству в «15228287 ливров, 10 су и 3 денье». Ставя затраты в соотношение с госбюджетом Франции в XVII веке и пересчитав их на современные деньги, получается сумма в 260 миллиардов евро. Половина этих денег потрачена на оформление интерьеров.

Мраморный двор Версальского дворца

Голодный бунт на площади у Версаля

Версаль служил главной резиденцией французских королей вплоть до 1789 года, когда Людовик XVI был свергнут с престола и казнён. Именно здесь, на площади перед дворцом в октябре 1789 года собралась толпа горожан, возмущённых высокими ценами на хлеб. В ответ на протест они услышали знаменитую фразу, авторство которой приписывают Марии-Антуанетте, жене Людовика XVI: «Если хлеба у них нет, пусть кушают пирожные!» После голодного бунта Версаль утратил своё значение как центр великосветской жизни Франции.

Вид на Версальский дворец из парка

Интерьеры Версаля — «шик-блеск-красота»

В атмосфере роскоши Версаля, среди монументальных фонтанов, аллей и променадов, утопающих в буйстве зелени и цветов, монарху было так легко отрешиться от реальных проблем простого народа! Особым шиком отличается Зеркальная галерея Версальского дворца. Она представляет собой гигантский зал высотой с 5-ти-этажный дом. Арочные окна и дверные проёмы, заполненные зеркалами, зрительно расширяют пространство зала.

В эпоху «Короля-солнце» галерея меблировалась серебряными столами и табуретами; статуи и даже кадки для растений отливались из серебра.

Вид на Гранд-канал в парке Версаля

Над потолком, расписанным «небесной глазурью», мерцали хрустальные люстры, а окна обрамляли шторы, пошитые из золотой парчи. Полы застилались великолепными коврами мануфактуры «Savonnerie». При Людовике XIV Зеркальная галерея вместе с лестницей Послов (разобрана в 1752 году) и Королевской капеллой входила в тройку самых колоссальных интерьеров дворца. Верхний ярус часовни, предназначавшийся для королевской семьи, опирается на беломраморную колоннаду с позолоченными капителями.

В центре размещён алтарь, украшенный фигурами древнегреческих богов. На нижнем уровне находилась капелла для придворных и фрейлин. За галереей протянулись апартаменты королевы. Сразу привлекает внимание огромная кровать, размером почти со спальную комнату. Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, подчёркивая высокий статус первой дамы Франции. Апартаменты короля и королевы разделяет Галерея сражений. На её стенах висят 30 картин, прославляющих знаменательные победы Франции, а вдоль стен установлены статуи 82 полководцев.

Дворец Большой Трианон

Апартаменты короля занимают несколько залов, среди них примечателен салон «Бычий глаз» с окном овальной формы, которое выходит во двор. Внутреннее убранство салона декорировано скульптурными изображениями играющих путти (крылатых мальчиков-ангелов), лепниной и портретами членов королевской семьи.

Зал тайных свиданий и игрушечная ферма

В глубине дворцового парка, раскинувшегося на 800 гектаров, расположился одноэтажный дворец Большой Трианон, облицованный бело-синими изразцами. Он предназначался для отдыха и тайных свиданий. Если пройти в противоположную сторону, то можно попасть в Малый Трианон — особняк Марии-Антуанетты.

Здесь же на берегах пруда находится «Мельничья деревушка» — несколько домиков, стилизованных под крестьянские. В этом подобии настоящей фермы бродили чистенькие курочки и надушенные коровы, а переодетые фрейлины изображали крестьянских девушек. Тут же устраивались детские игры.

Версаль — великолепный дворец, в котором не было ни одного туалета

В тот же вечер Людовик XIV приказал явиться к нему архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и парковому планировщику Андре Ленотру. Они получили задание: создать неслыханный по красоте дворец, который отражал бы все величие французского короля. Так началась история Версаля. А Фуке поплатился за уязвленное самолюбие Людовика XIV и был арестован в том же 1661 году.

Версальский дворец. Pierre Patel, 1668 год.

Людовик XIV настойчиво акцентировал внимание архитекторов на том, что дворец должен быть построен качественно и в кратчайшие сроки. Но так не получалось. В Версаль отправили тысячу рабочих. Потом эта цифра выросла в 30 раз. Когда страна ни с кем не воевала, на возведение дворца отправлялись и солдаты. Люди в буквальном смысле работали и днем, и ночью. Из-за этого в темное время суток участились несчастные случаи со смертельным исходом. Поначалу эту информацию утаивали от короля, но, когда правда всплыла на поверхность, монарх приказал выплатить семьям погибших щедрую компенсацию.

Мраморный двор Версальского дворца, на месте которого раньше находился охотничий домик.

Деньги на возведение комплекса брались из казны. Но постепенно поток средств иссякал. Тогда король переложил эту миссию на придворных. Каждый дворянин, которому выделялись апартаменты в Версале, во время Девятилетней войны должен был самостоятельно оплачивать их строительство.

Малые апартаменты Короля в Версале.

Спешное возведение и недостаток средств имели и обратную сторону. Множество каминов не функционировали, на окнах и дверях виднелись зазоры, из-за чего в помещениях гулял ветер, да и весь дворец был очень холодным.

Дворцовая церковь Версаля.

Но самое удивительное то, что при всем великолепии дворца архитекторы не спроектировали ни одного туалета! У короля с королевой были для «этих» дел передвижные кабинки, а придворные справляли нужду где придется. В галереях Версаля можно отыскать немало закоулков, ниш. Раньше они закрывались тяжелыми портьерами. Именно там аристократия устраивала «общественные туалеты».

Зеркальная галерея. Версаль.

Главные апартаменты королевы Франции.

Кстати, именно тогда «король-солнце» издал указ о том, чтобы в Версаль все являлись, щедро залитые духами. Одни крепкие ароматы перебивали другие. Многие экскурсоводы утверждают, что в отдаленных уголках Версаля до сих пор стоит смрадный запах.

Малые апартаменты и библиотека Людовика XVI.

Работы по возведению Версаля продолжились и после кончины Людовика XIV. Содержание дворца обходилось последующим монархам в копеечку. А во время Французской революции 1789 года великолепный комплекс был безжалостно разграблен. Правда, когда к власти пришел Наполеон, он задумал возродить величие Версаля, но ему это не удалось.

Символ «короля-солнце» на решетке забора Версаля.

Людовик XIV принимает принца де Конде в Версале. Жан-Леон Жером, 1878 год.

Возвращение Бурбонов к власти самым положительным образом отобразилось на судьбе дворцового комплекса. Его восстановили, а затем сделали музеем.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Достопримечательности Версаля: список, фото и описание

Практически целое столетие Версаль фактически исполнял обязанности столицы Франции. Именно здесь, в знаменитом Версальском дворце вершилась судьба страны, решались важные дипломатические вопросы, издавались указы и так далее. Благоустройство и внутренняя структура города стали примером для наследования во многих европейских странах. И даже столица Соединенных Штатов, Вашингтон, был построен по образцу французской королевской резиденции.

Сейчас Версаль – это уютный буржуазный город, с многовековой историей, достопримечательностями, которые имеют мировое историческое и культурное значение и хорошо развитой инфраструктурой.

Музей Ламбине

Этот музей имеет в своем распоряжении экспонаты, которые связанны с тремя совершенно разными отраслями истории и культуры. Во-первых, здесь собраны экспонаты, которые имеют краеведческую ценность и напрямую связанны с историей Версаля. Во-вторых, несколько залов музея посвящены знаменательной дате французской истории — великой Революции.

Не удивительно, что именно в музее Версаля находится так много экспонатов, имеющих отношение к тому кровавому событию, ведь именно с этого города Революция начала свой ход страной. Ну, и в-третьих, в музее выставлены экспонаты изобразительного искусства, среди которых много полотен знаменитых художников.

Версальский Нотр-Дам

Церковь Нотр-Дам в Версале была построена с мыслью о благородных дворянах, проживавших во дворце. Ее специально возвели в доступной близости от резиденции королей, чтобы те могли посещать мессу, не удаляясь далеко в город.

Собор Сен-Луи

Со временем количество прихожан в церкви Нотр-Дам возросла до такого количества, что здание не способно было вместить всех желающих посетить мессу. Именно тогда, по приказу короля был построен собор Сен-Луи. Светлые оттенки и изящный декор храма соответствует лучшим традициям модного на тот момент стиля рококо. В отличи от церкви Нотр-Дам, собор Сен-Луи сильно пострадал во время французской Революции. Внутренняя утварь храма тех времен была утеряна во время исторических событий тех времен.

Дворец мадам Элизабет

Другое название этого роскошного дворца – дворец Монтрей. Он не уступает по пышности и богатству убранства знаменитому Королевскому дворцу. Построен он был по приказу короля Людовика XVI в честь его сестры Елизаветы.

Парк при дворце открыт для свободного посещения всеми туристами, а на территории дворца часто проходят различные культурные мероприятия. Изюминкой дворца являются ростущие в его парке гигантские секвойи.

Версальский дворец

Это первое место, которое стоит посетить туристу в Версале. Дворец является его главной достопримечательностью, изюминкой, визитной карточкой. Говоря о Версале, первое, что приходит на ум – Версальский дворец.

Построен во время правления короля Людовика XIII, он долгое время был королевской резиденцией, местом, где плелись интриги, и решалась судьба страны. Версальский дворец стал примером для наследования при возведении многих подобных зданий. Сам по себе он является отличным образцом классицизма в архитектуре.

Версальский парк и Версальские сады

Город Версаль славиться своим дворцово-парковым ансамблем, а одной из самых ярких его частей являются Сады и Парк Версаля. Чтобы увидеть их, нужно двигаться на запад от Версальского дворца.

Возведенные во времена короля Людовика XIV Сады и Парк совершенно не утратили своей величественности и красоты. Сегодня, руками многих садовников и ландшафтных дизайнеров, в идеальном порядке поддерживается девятьсот гектаров парковой зоны.

Большой Трианон

Как уже говорилось ранее, главной достопримечательностью Версаля является его Королевский дворец. И многие туристы приезжают в город именно из-за него, при этом упуская из виду еще один дворец, который достоин внимания не меньше. Большой Трианон находится всего в двух километрах от Версальского дворца и сюда легко можно добраться пешком или же на специальном туристическом поезде.

Парково-архитектурный ансамбль этого дворца составляют ухоженные аллеи, фонтанчики, многовековой сад и многое другое, что делает этот дворец идеальным местом для прогулок в знойный день и не только.

Малый Трианон

Дворец Малый Трианон составляет с Большим Трианоном единый архитектурный ансамбль в окружении шедевров паркового искусства. Дворец построен в неоклассическом стиле и является шедевром этого направления в архитектуре на территории Франции.

Строительство дворца имеет свою длинную историю. Он был построен по просьбе одной из фавориток короля Людовика XV, мадам де Помпадур. Однако девушке не удалось до жить до дня завершения работы над дворцам, и в скором времени его обитательницей стала уже новая фаворитка короля. Позже, обладательницей дворца стала королева Мария-Антуанетта.

Королевский огород

Туристические брошюры часто обходят вниманием эту городскую достопримечательность, но Королевский огород стоит того. Чтобы его посетить. Именно здесь в свое время выращивались овощи и фрукты ко столу монарха.

Сейчас же здесь обучают лучших представителей школы садоводства и ландшафтного дизайна во всей Франции. Эта школа имеет свою длинную историю, которую любой турист может узнать во время увлекательной экскурсии.

Часовни Версаля

Традиция строить при дворце часовни укоренилась у знатных родов еще со времен Средневековья.. Сюда приходили, чтобы пообщаться с Богом, помолиться или попросить его о помощи, здесь хоронили умерших родственников.

Своими часовнями знаменит и Версальский дворец. Здесь их пять и главную архитектурную ценность среди туристов обрела именно последняя часовня. Строились они не сразу, а по мере того, как разрастался Версальский дворец.

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея является настоящей изюминкой Королевского дворца в Версале. Она была обустроена во временна Короля Солнце. Тогда она называлась просто Большой галереей. Функцией этой галереи было соединение покоев короля и королевы, но позже здесь также происходили важные дипломатические события. Король часто принимал в галерее послов, чтобы продемонстрировать им на примере одного места всю роскошь Версальского дворца.

Деревня Марии-Антуанетты

Недалеко от Малого Трианона, который был подарен королеве, по ее приказу была возведена небольшая деревушка на двенадцать сельских домов, с большой мельницей.

Все это было сделано для того, чтобы королева могла отдохнуть от тягостей придворной жизни. Тут Мария-Антуанетта могла насладиться прелестями сельской жизни, которые по факту были не более чем театральной постановкой: сельские девушки театрально напевали народные мотивы, стирая каждый день белье, коров ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные ленты. Сегодня деревня является популярным туристическим объектом.

Театр Монтансье

Театр Монтансье находится всего в нескольких шагах от Версальского дворца, поэтому после длительной прогулки по аллеям дворцового парка, каждый может заглянуть сюда на спектакль, тем более, что репертуар здесь постоянно обновляется. Зрители имеют возможность насладиться как драматическими, так и хореографическими постановками.

Дендрарий Шеврёлу

Дендрарий является естественным парком, на территории которого собрано более двух с половиной тысяч видов растений, привезенных сюда со всего мира. Так же здесь находятся оранжереи с экзотическими видами растений и Музей естествознания.

Европа » Франция » Версальский дворец

Франция, Париж, дворец XVII в

Версальский дворец был политической столицей Франции на протяжении более века и домом для королевского двора с 1682 по 1789 года. Сегодня дворцовый комплекс является одной из популярнейших туристических достопримечательностей Франции.

Мифы и факты

Окутанный множеством легенд, Версаль стал символом абсолютной монархии Людовика XIV. Согласно преданиям, молодой король решил построить новый дворец за пределами города, так как в парижском Лувре в то время было небезопасно. И с 1661 года в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа, Людовик начал превращение скромного охотничьего домика в сверкающий дворец. Для этого пришлось осушить более 800 га болот (вся территория, занимаемая комплексом), куда перенесли целые леса для создания 100 га садов, алей, клумб, озер и фонтанов.

Версальский дворец служил политическим центром Франции. Он стал домом для 6000 придворных! Людовик XIV убаюкивал своих подданных, предоставляя щедрые развлечения и вознаграждая королевской милостью. Так Людовик старался удалиться от политических интриг Парижа, поэтому создал место, где аристократия могла бы жить под его бдительным оком. Грандиозные размеры дворца и выставленные напоказ богатства демонстрировали абсолютную власть монарха.

На строительство дворца потребовалось около 30 000 рабочих и 25 млн. ливров, что в общем счете составило 10 500 тонн серебра (по расчетам экспертов, в переводе на современные деньги, эта сумма равна 259,56 миллиардов евро). Это несмотря на то, что строительство велось с крайней экономностью и по самым низким ценам, из-за чего впоследствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Но дворяне были вынуждены жить под присмотром Людовика, так как те, кто покидал Версальский дворец, терял свои чины и привилегии.

Что посмотреть

Архитектурный комплекс воплотил идеи абсолютизма – идеально рассчитанные, расчерченные по линейке. В главном здании находятся Большие залы и спальни, оформленные Шарлем Лебреном с показной роскошью. Каждый уголок, потолок и стены дворца покрыты детальной резьбой по дереву и мрамору, украшены фресками, картинами, скульптурами, бархатными драпировками, шелковыми коврами, золоченой бронзой и тонированным стеклом. Эти салоны посвящены греческим божествам, таким как Геракл и Меркурий. Комнату Аполлона, бога солнца, Людовик выбрал в качестве тронного зала Короля-Солнца (как называли Людовика XIV во Франции).

Самым зрелищным из всех является Зеркальный зал . На стене длиной 70 метров находится 17 огромных зеркал с золочеными скульптурами-светильниками между ними. В те времена в качестве зеркал во Франции еще использовали тщательно отполированную латунь или металл. Специально для строительства Зеркального зала в Версале Жан-Батист Кольбер, французский министр финансов, привез венецианских работников, чтобы начать производство зеркал во Франции.

Именно здесь, в Зеркальном зале, в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор между Германией и союзными державами, решившим судьбу послевоенной Европы. В бело-золотистой часовне в стиле барокко венчались Людовик XVI и Мария Антуанетта в 1770 году. Версальский дворец также знаменит своими библиотеками, оперой и театром с огромным овальным залом, освещенным 10000 свечей.

Не менее интересно окружение дворца. На создание садов в Версале потребовались легионы рабочих и гений ландшафтного дизайнера Андре Ленотра, воплотившего эталон французского классицизма. Дворцовый парк еще при строительстве пытались копировать монархи Англии, Австрии (дворец Шенбрунн), Германии, Италии. Но никому не удалось превзойти размах и красоту Версальского парка.

Центральной осью сада проходит Большой канал длинной 1,6 км с западной ориентацией, чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности. Вокруг него высажены геометрически стриженые деревья, клумбы, разбиты дорожки, пруды и озера. К завершению строительства в парке было 1400 фонтанов. Самый впечатляющий из них – колесница Аполлона – еще один памятник во славу Короля-Солнца.

По бокам аллей тянутся рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне садовых камней, раковин и декоративных ламп. Мраморные и бронзовые статуи выстроились вдоль дорожек. Зимой более 3000 деревцев и кустарников переносили в оранжерею Версаля.

Два меньших дворца стоят на противоположной стороне сада. Людовик XIV построил розовый мраморный Большой Трианон для отдыха от этикета придворной жизни (“Трианон” означает место для уединения, тихого времяпрепровождения). В главном дворце, например, король обычно обедал один в присутствии сотен зрителей. Торжественные обеды проходили строго по протоколу соответствующего ранга. Для приготовления пищи постоянных банкетов во дворце содержалось 2000 работников на кухне.

Малый Трианон был любовным гнездышком, построенным Людовиком XV для мадам дю Барри. Позднее этот неоклассический мини-дворец приглянулся Марии-Антуанетте, которой тоже хотелось укрыться от жесткой формальности в главном дворце. Рядом, для развлечения Марии-Антуанетты, была построена крохотная деревенька с молочной фермой. Небольшие домики с соломенными крышами, водяная мельница и озера соответствовали королевской фантазии о крестьянской жизни.

По иронии судьбы, щедрые подарки и легкомыслие этой королевы после такого дорогостоящего строительства дворцового комплекса практически ликвидировали казну Франции и привели к падению королевской монархии в 1789 году.

Если вы рассчитываете провести здесь целый день, лучше приобрести комбинированный билет стоимостью 21.75 евро, который включает проезд и посещение всех дворцов и парков комплекса. Похожие комбинированные предложения вы встретите в замках Фонтенбло, д’Овер и Лувре. Не забудьте посетить собор Парижской Богоматери, с популярностью которого может соперничать только остров-крепость Мон-Сен-Мишель.

Версальский дворец (Château de Versailles) открыт с апреля по октябрь: с 9.00 до 18:30 ежедневно, кроме понедельника, (кассы закрываются в 17.50). Сад открыт ежедневно с 8.00 до 20.30. В зимнее время: с 9.00 до 17.30. Сад – до 18.00.

Стоимость: 15 евро (включая пользование аудиогидом на одном из 10 языков). Дети школьного возраста и студенты Евросоюза – 13 евро. Каждое первое воскресенье в зимнее время вход в музей бесплатный.
Комплексный билет стоит 18 евро (посещение дворца, Малого и Большого Трианонов). Во время Музыкальных праздников и праздников фонтанов стоимость комплексного билета 25 евро.
Как добраться: на метро до станции Versailles-Rive Gauche, находится в 15 мин. ходьбы.
Официальный сайт: www.chateauversailles.fr

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2011-06-12

Версальский дворец

Шато де Версаль или Версальский дворец признан крупнейшим историческим музеем мира.

Дворец включен в список всемирно культурного наследия ЮНЕСКО. Большая часть открыта для посещения туристами.

До строительства архитектурного шедевра, Версаль считался деревней. В настоящие дни Версаль является пригородом Парижа, куда съезжаются туристы из разных стран. В 1623 году Людовик XIII построил охотничий замок в деревне Версаль. Замок предназначался для отдыха. Небольшое здание в виде охотничьего замка стало основой строительства самого дорогостоящего и экстравагантного здания в мире.

Строительство дворца начал Людовик XIV в 1661 году. Действия короля вызвали некоторые противоречия среди голодающего народа, министров, но никто не посмел в открытую выразить свои недовольства. В строительстве принимали участие самые лучше в то время архитекторы Луи Ле Вау и Жюль Ардуэн. Возведение садов осуществлялось по проекту Андре Ле Нотре. О внутреннем интерьере и парковых скульптурах заботился Шарль Лебрен. Под строительство, возведение садов, дорожек, фонтанов была расчищена огромная площадь в 14970 гектар.

На всей территории дворца насчитывается 1400 фонтанов, а так же 400 потрясающих скульптур. В строительстве участвовали более 36000 рабочих. После завершения строительства Шато де Версаль мог вместить в себя до 5000 человек. Однако, несмотря на сумму денежных средств, а это более 250 миллиардов евро (по современным меркам), дворец имеет некоторые недостатки. В нем можно было жить только летом, в зимний период времени проживание в нем было невозможным, т.к. не было отопления, большая часть каминов не подлежала эксплуатации.

Строительство Версальского дворца было окончательно завершено к концу жизни Людовика XIV. Он был резиденцией королевской семьи с 1682 по 1789 год.

Величие Версальского дворца показывает, насколько властен и богат был монарх. Апартаменты короля находились в центре дворца, что символизировало абсолютную власть монарха. Король-Солнце был уверен в том, что сам Бог выбрал его правителем Франции.

Стоит отметить, что Петр Великий в качестве гостя имел возможность пребывать в Версальском дворце в 1717 году. Великолепие сооружений и садов привели Петра I в восторг. По возвращению в Россию Петр Великий перенял некоторые идеи, которые были применены в строительстве Петергофского дворца.

Во время войны значительная часть строений пострадала. Но, несмотря на шаткое финансовое положение в королевстве, Людовик XVI выделил часть средств на восстановление дворца и садов. В 1760 году большая часть повреждений была отремонтирована.

После падения монархии, Версальский дворец попал в руки нового правительства. В результате, в 1792 году часть мебели и других предметов роскоши была продана, а произведения искусства были переданы в музей, а именно в Лувр.

Среди архитектурных сооружений дворцового комплекса выделяют Малый и Большой Трианон.

Большой Трианон построен в 1687 году по приказу Людовика XIV. Сейчас Большой Трианон используется Президентом Франции для приема важных гостей.

Малый Трианон был построен в период с 1762 по 1768 год. В малом Трианоне жила любовница Людовик XV мадам де Помпадур. Позднее, в 1774 году Людовик XVI отдал здание королеве Марии-Антуанетте.

Шедевром Версальского дворца является Зеркальный зал, площадь которого составляет 73 метра. Из 17 окон Зеркального Зала открывается восхитительный вид на парк. Зал получил свое название из-за наличия семнадцати арок с зеркалами. В зале проводились важные события и празднования.

Вообще внутреннее оформление отличается роскошью. Повсюду можно наблюдать резьбу по дереву и камню, расписные потолки, дорогостоящую мебель, стены украшают многочисленные картины известных художников.

Версальский парк заслуживает особого внимания. На возведение парка ушло 10 лет. Версальский парк является прекрасным примером французского садового дизайна. Цветники и аллеи выполнены в строгой симметрии.

Деревья имели строгие геометрические формы. Кроны формировались в виде шаров, пирамид, квадратов.

Цветники всегда благоухали. Как только цветы увядали, их заменяли новыми. Деревья и другие растения привозили со всех провинций Франции. Тысячи людей участвовали в создании сада.

Заслуживает внимания, и Большой канал, протяженность которого составляет 1670 метров. Работы по созданию канала длились 11 лет. Канал создавали под руководством Андре Ле Нотре. Большой канал был местом для многочисленных водных зрелищ во времена правления Людовика XIV. В настоящее время, любой желающий может прокатиться на лодке по каналу у Версальского дворца.

Версальский дворец: роскошь и унижения

Как сделать крошечную деревушку одним из самых знаковых городов в истории? Как охотничий домик превратить в роскошный дворец? Как за сотню лет в одном и том же месте принудить французов и немцев подписать унизительные для них договоры? Обо всем этом – в статье об истории знаменитого Версальского дворца.

Все лучшее — королю

История роскошного Версальского дворца началась в 1623 со скромного кирпичного домика. Именно тогда Людовик XIII выкупил участок земли для охоты и возвел на нем небольшой замок. Людовик XIV использовал охотничьи угодья в основном для встреч со своей любовницей, Луизой де Лавальер. В 1661 году король посещает устроенный в честь него праздник в замке Во-ле-Виконт.

Людовика обозлила пышность апартаментов, принадлежавших сюринтенданту финансов Фуке. Через две недели после торжества король приказал Фуке арестовать, а сам принялся вынашивать планы по постройке роскошного дворца, для чего вызвал архитекторов, работавших над созданием Во-ле-Виконт. За основу взяли дворец Людовика XIII, расширили его и основательно обносили. Над хоромами в стиле классицизма трудился Луи Лево, а садами и парками занялся Андре Ленотр. В итоге дворцово-парковый комплекс раскинулся на территории площадью больше 900 гектаров! Это была прекрасная сцена для короля и его придворных, устраивавших в прекрасных комнатах дворца и в тени аллей бесконечные праздники.


Вид на парк Версаля, XIX век

Разорение в режиме экономии

Постройка дворца едва не разорила Францию: казна опустела на 25 миллионов ливров (почти 10 миллионов килограмм серебра). Несмотря на такие огромные расходы, работы все-таки велись в режиме экономии, так что Версаль вышел хоть и роскошным, но мало пригодным для жизни. По залам гуляли жуткие сквозняки, и даже Людовик XIV, человек довольно неприхотливый и запросто деливший свою постель с десятками клопов, не мог вынести такой стужи.

Придворных их дворца от не выпускал, так что им приходилось утепляться любыми способами. Маркиза де Рамбуйе, например, накидывала на плечи медвежью шкуру, маршальша Люксембургская просиживала зимы в портшезе, обложившись грелками. Но всех переплюнул медик Шарль Делорм: он укладывался спать на печку, натянув на голову восемь ночных колпаков, а на ноги — несколько пар чулок и сапоги из бараньего меха. Для покоев короля устроили специальное обогревательное устройство, которое, правда, тепла почти не давало, зато задымляло помещение настолько, что человеческие фигуры становились едва различимы.


«Прием принца Конде в Версале» Жан-Леон Жером

Экономили не только на постройке дворца, но и на содержании фонтанов. В архиве королевского дома хранится записка мастера Дени, который дает советы мальчишкам-подмастерьям, как действовать, когда в саду прогуливается король. Воды всегда не хватало, но хитрый Дени смог устроить все так, чтобы монарх думал, что фонтаны работают бесперебойно: «Если Его Величество появится со стороны пруда, воду следует подать в Пирамиду, на Водяную аллею и в Дракона.

Необходимо принять все меры, чтобы они били наилучшим образом, доколе находятся в поле зрения короля. Убедившись, что Его Величество скрылся из виду, мальчик, что дежурит у Пирамиды, должен оставить здесь лишь столько воды, чтобы ее хватило на «водяное полотнище». Именно сады Версаля вдохновили Петра I построить собственный дворцовый комплекс в Петергофе.


Фонтаны Версаля

В глубине Версальского парка находится одноэтажный дворец Большой или Мраморный Трианон. Предназначался он для тайных свиданий и отдыха короля от светских приемов. На противоположной стороне можно найти Малый Трианон, дворец Марии Антуанетты. Рядом расположена «Мельничья деревушка»: несколько небольших домиков, стилизованных под крестьянские, улицы с разгуливающими по ним чистенькими курицами и надушенными коровами. Фрейлины королевы переодевались в крестьянок и развлекали монаршую особу, которая именно так себе и представляла сельскую жизнь.


Большой Трианон

Версаль стал настоящим символом французской монаршей власти. В него стали съезжаться люди изо всех уголком страны, и на какое-то время бывшая маленькая деревушка затмила собой Париж. Дворец был резиденцией королей до 1789 года, когда Людовик XVI был свергнут и казнен. На площади перед дворцом в 1789 собралась толпа горожан, недовольных высокими ценами на хлеб. По одной из версий, в ответ на протесты Мария Антуанетта бросила: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные». Правда, скорее всего эта фраза королеве просто приписана, ведь впервые она встречается еще в «Исповеди» Жан-Жака Руссо, когда Мария еще жила в своей родной Австрии.

Место унижения и примирения

Версаль сыграл огромную роль в мировой истории. Именно здесь после франко-прусской войны 18 февраля 1871 было объявлено об основании Германской империи. Вильгельма I провозгласили кайзером новорожденного государства. Место действия было для Франции унизительным: лучшие апартаменты Версаля — роскошная Зеркальная галерея, огромная зала, 12 метров высотой, украшенная огромными зеркалами. Здесь же 28 июня 1919 был подписан Версальский договор, который подтверждал поражение Германии. На этот раз уже французы выбрали Версаль, чтобы напомнить немцам о былых унижениях. И именно в Версале в 1963 году был подписан Елисейский договор, положивший конец вражде двух стран.


Зеркальная галерея

Версальский Дворец

В 2008 году мы так увлеклись прогулкой по Деревне Марии-Антуанетты и просмотром фонтанов, что когда решили осмотреть дворец, оказалось, что он уже закрывается. В итоге, по возвращению в Версаль в 2013, мы сразу же пошли осматривать интерьеры! Король Людовик XIV, будучи главой французской империи, олицетворял собой скорее институт, чем отдельного человека. Его приходы и уходы, подъемы и отходы ко сну, были расписаны по минутам и строго закреплены в королевских церемониях, присутствие на которых было высокой честью. Версальский дворец был штаб-квартирой для всех важных государственных деяний, поэтому весь его двор из 6000 человек одновременно жил во дворце. Людовик убаюкивал своих подданных, предоставляя щедрые развлечения и вознаграждая королевской милостью. Так он старался удалиться от политических интриг Парижа

Из практических советов – сюда лучше приезжать пораньше, мы приехали уже около 11,00-12,00 и по дворцу ходили нереальные толпы туристов!

На строительство дворца потребовалось около 30 000 рабочих и 25 млн. ливров, что в общем счете составило 10 500 тонн серебра (по расчетам экспертов, в переводе на современные деньги, эта сумма равна 250 миллиардов евро). Это несмотря на то, что строительство велось с крайней экономностью и по самым низким ценам, из-за чего впоследствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Но дворяне были вынуждены жить под присмотром Людовика, так как те, кто покидал Версальский дворец, терял свои чины и привилегии.

В главном здании находятся Большие залы и спальни, оформленные Шарлем Лебреном с показной роскошью. Каждый уголок, потолок и стены дворца покрыты детальной резьбой по дереву и мрамору, украшены фресками, картинами, скульптурами, бархатными драпировками, шелковыми коврами, золоченой бронзой и тонированным стеклом.

Самым зрелищным считается Зеркальный зал. На стене длиной 70 метров находится 17 огромных зеркал с золочеными скульптурами-светильниками между ними. В те времена в качестве зеркал во Франции еще использовали тщательно отполированную латунь или металл. Специально для строительства Зеркального зала в Версале Жан-Батист Кольбер, французский министр финансов, привез венецианских работников, чтобы начать производство зеркал во Франции. Именно здесь, в Зеркальном зале, в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор между Германией и союзными державами, решившим судьбу послевоенной Европы.

Королевская капелла имеет два яруса со спиральной лестницей. Подняться наверх могла только семья монарха, менее титулование особы оставались внизу. Желая привлечь внимание любвеобильного монарха, на богослужение собиралось много придворных дам. Но однажды начальник гвардии его величества решил пошутить, объявив дамам, что короля не будет на мессе. Каково же было удивление правителя, когда он прибыл на богослужение и не увидел ни одной дамы внизу!

Как правило, после службы король направлялся в один из девяти торжественных залов. Там находятся галереи, посвящённые античным героям: Венере, Диане, Марсу, Меркурию, Аполлону, Геркулесу.

Дворец оставался королевской резиденцией вплоть до начала Французской революции 1789 года, когда его прекрасная мебель была распродана, а бесценные полотна выдающихся художников отправились на хранение в парижский Лувр.

После этого Версаль стал постепенно разрушаться, однако при правлении Луи-Филиппа тут был создан Музей истории Франции.

В 1871 году, во время Парижской коммуны, дворец стал основным местом собрания правительства национального спасения, а французский парламент продолжал заседать в зале Оперы вплоть до 1879 года.

Полноценная реставрация Версальского дворца началась лишь в период между двумя мировыми войнами, но сегодня она осуществляется гораздо быстрее, чем раньше, а руководство Версаля постоянно занимается поиском на аукционах оригинальных предметов мебели, эпохи царствования Людовика XVI. По иронии судьбы в этом деле чрезвычайно важной и полезной оказалось наличие подробной инвентарной описи дворцовой мебели, составленной революционерами, на это у них ушёл целый год перед тем, как они выставили её на аукционы в 1793-1974 годах.

Иногда мне очень хочется спальню в таком стиле!

Это видимо мужская спальня

Проще всего добраться до Версаля добираться на метро до станции Versailles-Rive Gauche.

Ссылка на основную публикацию