Ла-Манш: расположение, протяженность и ширина пролива

Ла-Манш: 10 фактов о главном скоростном подводном коридоре Европы

Шестого мая 1994 года был открыт уникальный тоннель, который соединил под водой территории Великобритании и Франции. Это событие имело важное экономическое, культурное и геополитическое значение, причем, стоит заметить, не только положительное. Впрочем, пролив всегда играл важную роль в отношениях между Англией и континентальной Европой. Огромный поток грузов перевозился с Большой земли на остров с помощью паромов с древнейших времен, так что вопрос о новом виде транспортного сообщения встал еще в XIX веке.

Существовало множество проектов тоннеля, его даже неоднократно начинали строить, но работы приостанавливали различных внешних, в том числе мнимых угроз, затем возобновляли их. Увенчавшееся успехом строительство стартовало в конце . Тоннель прокладывали сразу с двух сторон — британской и французской. Проект был завершен за семь лет, и теперь дорога с континента на остров Ее Величества на поезде занимает в среднем 2 часа 15 минут. Из них 30 минут состав проводит под водой.

Длина пролива — 578 километров, ширина — от 32 до 250 километров. Крупнейшие острова — Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова возле французского побережья. Слово было заимствовано из французского названия (la Manche; manche — «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.

Популярны рискованные заплывы через пролив — разумеется, через самую узкую его часть. В этих местах холодно — даже летом температура воды составляет всего около 15 градусов по Цельсию. Помимо этого, тут всегда дует сильный ветер, а море неспокойно. Задача спортсменов осложняется еще и сильного течения. За всю историю смогли преодолеть около тысячи человек. Рекорд среди мужчин принадлежит австралийцу Тренту Гримси (6 часов 55 минут), среди женщин — чешской пловчихе Иветте Главачовой (7 часов 25 минут). А британка Элисон Стритер переплывала пролив целых 43 раза, за что удостоилась почетного титула Королевы . Любопытно, что уже более 20 лет французские власти запрещают подобные заплывы, потому что пловцы мешают судоходству. Впрочем, у британцев такого запрета нет.

Евротоннель (Channel Tunnel, а иногда и просто Euro Tunnel) имеет протяженность 51 километр, 39 из которых проходят под проливом. Это третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире. Опережают его лишь Сэйкан (53,85 км, Япония) и Готардский тоннель (57,1 км, Швейцария). Но Евротоннелю принадлежит безоговорочный рекорд по протяженности именно под водой. А еще это самый длинный международный тоннель.

Любопытно, что за время строительства Евротоннеля было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая из стран распорядилась своей частью «отходов». Франция просто смыла грунт обратно в море, а вот англичане сделали из глубоководной породы искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.

Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe (). Движение поездов тут левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.

Всего в тоннеле курсируют 4 типа поездов. Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель. В пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причем пассажиры на время посадки остаются внутри машин. Помимо этого, есть грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.

По суше состав идет быстро, со скоростью 300 км/ч, а в тоннеле замедляется до 160 км/ч. Внутри тоннеля проложены два основных пути и один запасной. Особая система вентиляции позволяет избежать воздушных пробок и других негативных эффектов, которые могут возникать при столь стремительном движении поезда.

В истории эксплуатации тоннеля случались эксцессы. Например, в 1996 году здесь произошел крупный пожар. Обошлось без жертв — английские и французские службы спасения сработали оперативно. Впоследствии было еще несколько крупных пожаров, и после них тоннель оказывался закрыт на несколько месяцев. Изредка технических сбоев поезда в тоннеле останавливаются. Обычно это не приводит к проблемам, но люди, страдающие клаустрофобией, испытывают при этом серьезный дискомфорт.

Евротоннель — один из самых грандиозных проектов XX века, но он до сих пор не окупился в финансовом плане, настолько масштабными были затраты на его сооружение. В ходе строительства тоннель подорожал почти в два раза, и в итоге обошелся правительствам Великобритании и Франции в 10 миллиардов фунтов стерлингов.

Среди туристов популярны однодневные туры между Парижем, Лондоном и Брюсселем с использованием Евротоннеля. Самолетом выходит дороже и дольше часов на восемь, а еще путь по воздуху менее удобен пересадок и длительного ожидания в аэропортах.

Фото: Jason Langley / Getty Images (в анонсе), Philip Haynes / Getty Images, Pool BASSIGNAC/DEVILLE/GAILLARDE / Contributor / Getty Images, API / Contributor / Getty Images, WYSOCKI Pawel / Getty Images, Alain Nogues (х2) / Contributor / Getty Images, Andia / Contributor / Getty Images, Chris Ison – PA Images / Contributor / Getty Images, Frederic REGLAIN / Contributor / Getty Images

Ла-Манш (пролив) где находится?

Благодаря школьным урокам географии большинство из нас помнит, где находится пролив Ла-Манш – между Англией и Францией. А единственной, пожалуй, общеизвестной его достопримечательностью является грандиозный туннель, прорытый в конце прошлого века под водами канала. Между тем пролив всегда играл важную роль в жизни государств по оба его берега. Сейчас же он является стратегически важной судоходной магистралью, а его побережья и острова – объектом интереса туристов со всего мира.

Географическое положение

Важнейший судоходный пролив, расположенный между Великобританией и Францией, соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина пролива Ла-Манш (с Па-де-Кале) составляет 578 километров, глубина достигает 172 метров. Ширина колеблется от 250 километров на востоке, со стороны Атлантики, и до 32 километров на западе.

Ла-Манш (от франц. La Manche – рукав) – это французское название пролива. Англичане называют его просто – Английский канал. Для обоих государств всю их историю эта водная артерия играла очень важную роль. С древнейших времен она была кратчайшим путем как на Британские острова, так и в Балтийское море. Но даже более важным, нежели способность соединять, являлось то обстоятельство, что канал может разъединять, то есть быть естественной защитой от неприятеля. Особенно актуально это было для Англии, которая многие века опасалась вторжения с континента. Известно, что пролив Ла-Манш не стал преградой ни для римлян, ни для норманнов, ни для Вильгельма Оранского, однако многие не менее амбициозные завоеватели остались безвестными именно потому, что на их пути встали быстрые, изобилующие отмелями воды.

Правовой статус

Ла-Манш – пролив международный, поскольку находится на территории двух государств. Конвенция по морскому праву содержит общее правило, по которому любые водные или воздушные суда имеют свободное право прохода через международные проливы. Действует это правило и в Ла-Манше. Прибрежные страны не имеют права произвольно запрещать зарубежным судам прохождение через свои территориальные воды, однако могут регулировать порядок осуществления судоходства.

Для обеспечения безопасности судоходства и предупреждения загрязнения побережья морские ведомства Англии и Франции приняли ряд регулирующих документов. Установлены ограничения для неисправных судов, для танкеров с нефтепродуктами, предусмотрены обязательное дежурство членов экипажа на УКВ-радиостанции, лоцманская проводка в портах и гаванях у британских берегов.

Достопримечательности побережья

Поскольку Ла-Манш – пролив с очень интенсивным судоходством, его побережье трудно назвать туристической Меккой. Спутники нашей цивилизации – шум и грязь – в сочетании с обычным для этих мест сильным ветром способны отпугнуть многих. Интерес для туристов могут представлять древние прибрежные города, например французский Шербур или английский Дувр.

На французском берегу стоит посмотреть на развалины укрепления Атлантический вал, построенного немцами в годы Второй мировой войны, и мемориал в честь высадки союзнических войск в Нормандии. Находясь в этих краях, стоит побывать на полуострове Бретань – сохранившиеся с давних времен маяки являются еще одной достопримечательностью французского побережья Ла-Манша.

Нормандские острова

Противоположностью побережью являются острова, разбросанные в акватории пролива. Здесь нет громыхающих днем и ночью портов, тянущихся к кораблям караванов автофургонов и прочих прелестей развитой транспортной инфраструктуры. Острова живут традиционным укладом (на острове Сарк до 2008 года управление осуществлял совет старейшин – последний оплот феодализма в современной Европе). Здесь можно полакомиться парным молоком от местных коров или рыбой, которую дарит нормандским рыбакам Ла-Манш.

Пролив не только кормит, но и развлекает: сильные ветра – огорчение для пляжников, но радость для виндсерферов. Да и крепости-форты – память о веках борьбы Англии и Франции за господство в проливе – сохранились здесь лучше, чем на побережье.

Туннель под Ла-Маншем

Идея соединить Альбион с континентом туннелем под дном пролива родилась еще в начале девятнадцатого века. Но при тогдашнем уровне техники это было чистой воды прожектерством.

В двадцатом веке к делу подошли серьезнее, в 1955 году даже были начаты строительные работы, которые, однако, свернули по экономически причинам. И только в 1986 году специалисты из двух стран разработали проект, который был воплощен в жизнь спустя восемь лет.

6 мая 1994 года королева Великобритании и президент Франции перерезали символическую ленточку, дав старт эксплуатации крупнейшего в мире подводного тоннеля, названного Евротоннелем.

Пролив Ла-Манш вплавь

Но не только на поезде можно пересечь этот пролив. Многие люди решаются преодолеть Английский канал вплавь. Первым, чье достижение было официально подтверждено, стал капитан Мэтью Уэбб, переплывший пролив в 1875 году. А среди женщин первенство принадлежит Гертруде Эдерле, которая преодолела в 1921 пролив Ла-Манш (фото героини ниже).

English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш

Британские острова отделены от остального континента нешироким каналом между Северным морем и Атлантическим океаном. Мы собрали несколько интересных фактов об этом узком перешейке.

Пролив между Францией и Британскими островами мы знаем как Ла-Манш – это французское название. А англичане называют его Английским каналом – the English Channel , тем самым как будто заявляют свои права на него. В большинстве других стран используются названия, заимствованные из французского: например, по-испански «эль Канал де-ла-Манча».

Самое узкое место пролива Ла-Манш – Дуврский пролив или Па-де-Кале: с одной стороны находится город Дувр, с другой французское побережье региона О-де-Франс. Ширина пролива в этой части составляет всего 37 км: противоположная сторона отлично видна в хорошую погоду.

Ла-Манш образовался относительно недавно по геологическим меркам: всего 200 тысяч лет назад. В те времена в районе Северного моря было озеро, ограниченное ледником. Воды озера прорвались из-за ледника и вызвали огромное наводнение, в результате которого перешеек между современными Великобританией и Францией был смыт.

Ла-Манш имел важную защитную функцию для Британии. Хотя ширина пролива небольшая, и его можно было преодолеть даже на древних кораблях (до островов доплывали и римляне, и норманы, и Вильгельм Оранский), путешествие это было довольно сложным. Сильные течения, приливы, шквалистые ветра, густые туманы погубили многие корабли.

Опытные пловцы могут преодолеть Па-де-Кале вплавь. Первым, кто переплыл пролив без спасательного жилета, был британец Мэттью Уэбб, которому понадобилось почти 22 часа. Рекорд по времени поставил австралийский пловец Трент Гримси в 2007 году – всего 7 часов. Удивительно то, что за всю историю пролив переплыло меньше человек, чем покорило Эверест: всего около тысячи людей.

Из-за течений и погоды температура воды в Ла-Манше не поднимается выше 18 градусов даже летом, а обычно в теплые месяцы держится в районе 15-16 градусов. При этом зимой пролив не замерзает – даже у берегов не образуется лед. Это объясняется теплым течением Гольфстрим.

Под Па-де-Кале построен Евротоннель, который соединяет Великобританию и Францию – города Дувр и Кале. Его длина составляет 51 километр, 39 из которых лежат под водой. Это третий по длине железнодорожный тоннель в мире. Его даже включили в список современных чудес света.

Теперь вы знаете о Ла-Манше не меньше, чем англичане. Главное не забывайте правильно его называть по-английски – the English Channel, ведь легко забыться и произнести французский вариант, а британцам вряд ли это понравится.

Знаете ли вы, как называется самая узкая часть Ла-Манша?

Есть такой уникальнейший пролив, который в англоязычных странах имеет название Дуврский. Под его дном проходит Евротоннель. Это знаменитый Ла-Манш, представляющий удивительно любопытный участок земли. А интересен он не только своими ландшафтами, но и происхождением. Как называется самая узкая часть Ла-Манша? О ее местоположении и об особенностях будет рассказано в этой статье.

Географическое положение Ла-Манша

Пролив соединяет океан Атлантический с Северным морем. 578 километров составляет его протяженность, ширина на западной части – 250 км, на восточной – 130 км. Самая маленькая глубина – 23,5 метра.

Важно отметить, что между городами Кале и Дувр (как называется самая узкая часть Ла-Манша, узнаем чуть ниже) сооружен уникальный тоннель.

Более 52 км (38 км трассы находится непосредственно под проливом) составляет его длина.

Основными портами являются: Гавр, Портсмут, Шербур и Саутгемптон. Есть и острова, крупнейшие из которых расположены у берегов Великобритании (о. Уайт) и у берегов Франции (Нормандские острова).

История формирования острова Великобритания

В Древнем Риме этот пролив назывался Oceanus Britannicus, что переводится как “Британский океан”. По истечении времени он становился все меньше и меньше. В викторианскую эпоху он имел название – “Британское море”, а уже сегодня моряки называют это место просто “рукавом” (The Sleeve).

Теоретически на месте Ла-Манша в давние времена были низинные земли (что-то вроде Нидерландов). Затем уровень поверхности моря стал подниматься и заполнять обширные долины водами океана. Это место стало дном ныне существующего пролива, отделившего Великобританию от большого материка.

Прежде, чем мы узнаем, какая самая узкая часть Ла-Манша, рассмотрим еще одну теорию происхождения этого пролива.

Новая версия

Более 20 лет назад появилась еще одна, можно сказать, катастрофическая теория развития событий. Большая часть географов воспринимает ее немного надуманной.

В журнале Nature была опубликована научная статья лондонских ученых из Imperial College, в которой говорилось о том, что отделяющий Великобританию и Францию пролив был сформирован в результате других природных процессов. Они считают, что причиной рождения Ла-Манша стал катастрофический отток воды из огромного озера, который образовался в результате слияния Рейна и Темзы в ледниковом периоде.

Руководитель этих исследований Санджив Гупта сказал, что более 420 тыс. лет назад Британия и Франция были соединены антиклиналью Вельд-Артуа. Это меловая гряда, высота которой достигала 180 метров именно в районе рассматриваемого пролива, а в западной части от нее лежали низины. Вода из Рейна, Темзы и других рек стекала сюда через Северное море.

А когда ледники заблокировали Северное море, речная вода стала накапливаться в замкнутом пространстве, сформировав впоследствии огромное озеро, которое подпитывалось реками и таянием ледника.

Как называется самая узкая часть Ла-Манша, ее местоположение

Расположен этот участок между материнской частью Европы и островом Великобритания.

Это великолепное место с прекрасными ландшафтами, где ясным солнечным днем можно рассмотреть здания, расположенные по ту сторону пролива, а ночью увидеть яркие светящиеся огни.

Самая узкая часть Ла-Манша называется Па-де-Кале или Дуврский пролив. Ее ширина всего 32 км. Она находится как раз между французским городом Кале и английским портом Дувр. Пассажирский катер пересекает Па-де-Кале за 1,5-2 часа. В этом месте под водой построен Евротоннель.

Есть в геологии выражение – мегапотоп. Им обозначаются события, произошедшие за последние 500 лет на территории, представляющей сейчас водную преграду между островами Британии и континентом. Речь идет о том самом Ла-Манше.

В переводе с французского Ла-Манш означает “рукав”. В Великобритании его называют “Английский канал”. Протяженность его около 560 км, а ширина максимальная – 240 км. Примерно 34 км имеет в ширину самая узкая часть Ла-Манша.

Любопытные факты о проливе в целом

  • Во времена первой мировой войны впадина “Хердз Дип”, находящаяся на дне Ла-Манша, англичанами использовалась для захоронения химоружия. А после Второй мировой (1941-1945 гг.) здесь было затоплено вооружение немцев. С 1946 по 1973 годы здесь были произведены захоронения радиоактивных изотопов.
  • Самым первым пловцом в истории человечества, переплывшим Ла-Манш, был Мэттью Уэбб. Этот заплыв в 1875 году длился почти 22 часа (без 15 минут).
  • По Евротоннелю поезда «Евростар» передвигаются со скоростью 160 километров в час.
  • На одном из островов пролива с названием Сарк (Нормандские острова) сохранялся феодализм до 2008 года. Островом до этого самого момента управлял совет старейшин. Это последний в Европе остров с подобного вида управлением.
  • В Ла-Манше обитает гигантский угорь, вес которого превышает 100 килограммов, а длина достигает 3-х метров.
  • Единственная железная дорога действует на острове Олдерни (Нормандские острова), построенная в 1847 году. Ее длина составляет 3 км. Работает она лишь летом и только по выходным дням и в праздники.

Мы узнали, как называется самая узкая часть Ла-Манша, выяснили историю возникновения самого пролива и поняли, что это место является одним из самых интересных уголков планеты Земля.

Ла-Манш: расположение, протяженность и ширина пролива

Пролив Ла-Манш — водное пространство между Францией и Великобританией. Оно известно с древних времен и всегда считалось важным для этих стран с политической и экономической точки зрения. На карте пролив обозначался как торговый путь, но не использовался из-за плохих погодных условий. Сегодня он играет важную роль, соединяя остров Великобританию с материковой Европой.

Географическое положение

Ла-Манш разделяет южные берега Англии и север Франции, Северное море и Атлантику. Пролив англичане называют также Английским каналом, но происхождение этого названия ученые не выяснили. С французского Ла-Манш переводится как «рукав» из-за его формы. Он переходит в пролив Па-де-Кале. Вместе они соединяют Северное море с Атлантическим океаном.

Длина пролива Ла-Манш достигает 578 километров. Западная его часть намного шире восточной (250 км и 32 км соответственно). Средняя глубина составляет 60 метров, а максимальная — 172. Наименьшая глубина судоходной линии колеблется в пределах 24 м. Ширина пролива Ла-Манш в западной части не превышает 250 км, а на востоке составляет 130 км.

В восточной части пролива наблюдается много отмелей, постоянно стоит туман. У северного берега Ла-Манша дно довольно ровное, а у южного — наоборот. Оно понижается постепенно с востока на запад от берегов к середине. На западной части Па-де-Кале есть несколько мелководных банок. Другие опасности отсутствуют. В местах, где грунт составляют ракушки, гравий, песок, мелкий камень и ил, для всех транспортных средств требуется лоцманская проводка.

Ветер дует с запада, что создает устойчивое восточное течение, скорость которого достигает до 3 км/ч в самых узких частях пролива. При частых полусуточных приливах уровень воды поднимается до 13 метров. Такая картина наблюдается в заливе, который называется Сен-Мало.

Колебаний температуры в течение года не наблюдается, в зимний период она достигает + 9 ⁰С. Пролив не замерзает, а у берегов даже не образуется ледяная корка, поскольку там проходит теплое течение Гольфстрим. Температура воды протока не поднимается выше + 18 ⁰С даже в летние месяцы, ее средний показатель составляет +17 ⁰С.

Для судоходства гидрометеорологические условия неблагоприятны с октября по март.

Города, расположенные на берегах

На карте мира обозначена наиболее плотная населенность на побережье Англии. Численность жителей в городах составляет:

  • Портсмут — 420 тысяч;
  • Саутгемптон — 304 тысячи;
  • Плимут — 259 тысяч человек.

Во Франции самым населенным городом является Гавр. В нем проживает более 250 тысяч человек, в Кале — 100 тысяч.

Экологическая обстановка

Экологическая обстановка в районе пролива между Францией и Англией оставляет желать лучшего. Огромное количество судов, проходящих ежедневно по проливу, загрязняют воду токсичными нефтяными отходами.

Затонувший в 2007 году итальянский танкер перевозил в трюме 6 тысяч тонн жидкого химического вещества, применяемого для производства пластмассовых изделий. Его состав высоко токсичен, не растворяется в воде, имеет сильное коррозийное действие.

На французском побережье возле города Шербур-Октевиль создан пункт захоронения радиоактивных отходов.

Сейчас контроль за экологической ситуацией в Ламанском проливе ведут британские ученые и специалисты министерств пищевой и рыбной промышленности, а также сельского хозяйства.

Туристический отдых

Отдых, организованный на берегу пролива, привлекает туристов чистыми пляжами и красивейшими видами, но желающих побывать там мало из-за постоянно холодной воды. Путешественники прибывают с целью не только полюбоваться рифами и скалами, но и испытать себя в экстремальных видах спорта. Здесь можно встретить дайверов, скалолазов. Некоторые отдыхающие переправляются на другой берег, используя различные воздухоплавательные устройства.

Путешественники могут заняться ловлей рыбы. В ресторане отеля можно полакомиться свежим скатом, палтусом или камбалой.

Пролив привлекает туристов построенным в XIII веке замком Корнет, британскими маяками, развалинами Атлантического вала. Вызывает интерес впадина Хердз Дип на дне Ла-Манша, в которой было затоплено химическое оружие в военные годы. Туристические маршруты многие агентства могут показать на интерактивной карте Европы.

Правовой статус

Ла-Манш считается международным объектом, поскольку расположен на территории двух государств. В соответствии с Конвенцией по морскому праву любые суда (водные и воздушные) через международные проливы имеют свободное право прохода. Относится это и к Английскому каналу.

Прибрежные страны не имеют права запрещать прохождение сухогрузов других стран через принадлежащие им территориальные воды. Они могут лишь следить за порядком осуществления судоходства.

Правительства Франции и Англии приняли законы, которые направлены на предупреждение загрязнения воды в проливе и обеспечение безопасного судоходства. Для танкеров с нефтепродуктами и неисправных судов установлены ограничения, предусматривающие лоцманскую проводку в портах и гаванях, обязательное дежурство членов экипажа на УКВ-радиостанции.

Пролив Па-де-Кале

Это наиболее узкая область Ла-Манша. Второе название — Дуврский пролив. Участок находится между Великобританией и Евразией вблизи английского порта Дувр и французского города Кале. Пассажирскому катеру для пересечения Па-де-Кале достаточно полутора — двух часов.

Залив получил известность после строительства подводного тоннеля, открытого в 1994 году и соединяющего эти два города. Его полная протяженность составляет 52,5 км, а 38 км из них проходят под дном Ла-Манша.

На глубине 45 метров находятся еще 3 тоннеля: 2 железнодорожных и служебный. Конструкции возводились одновременно со стороны Великобритании и Франции. Для соединения канала 100 метров были выкопаны вручную. Спустя полгода стали строить железную дорогу. На ее прокладывание потребовалось более трех лет.

Пассажирские составы курсируют ежечасно, вмещая большое количество людей. Имеется достаточно места для перевоза автомобилей. В течение суток туннель способен пропустить 350 электропоездов, которые развивают скорость от 140 до 150 км/ч. Передвижение на личном транспорте занимает всего 40—50 минут.

Перед отправлением транспорта проводится досмотр. Нельзя перевозить предметы, входящие в список запрещенных, а также оружие.

Животный мир Ла-Манша

Животный мир в районе Английского пролива богатым назвать нельзя из-за загрязнения и невысокой температуры воды. Здесь обитают:

  • акулы (обыкновенные и крупнопятнистые);
  • бычки;
  • макрель;
  • камбала;
  • угорь;
  • морская лисица;
  • медузы.

Северные олуши — птицы, которых можно увидеть пролетающими над проливом.

Пересечение водного пространства вплавь

Многие люди пытались преодолеть пролив Ла-Манш вплавь. Насчитывается более 1 тыс. туристов, которые смогли это сделать. В Википедии сообщается, что первым человеком, который сумел переплыть Английский канал, был пловец из Британии Мэттью Уэбб. Он преодолел расстояние в 1875 году за 21 час 45 минут. Среди женщин первенство завоевала Гертруда Эдерле из США. Она в 1926 году сделала это за 14 часов 40 минут.

Самый молодой пловец, пересекший пролив, — британец Том Грегори. Он переплыл Ла-Манш в 1988 году, когда ему было лишь 11 лет.

Первым инвалидом, которому удалось переплыть пролив, стал Филипп Круазон, 42-летний француз. У него не было ни ног, ни рук. Равновесие в воде он удерживал с помощью специальных протезов, а тренировался по 30 часов в течение недели. Заплыв Круазон начал с британского порта Фолькстон, а закончил около французского города Виссан, потратив чуть больше 14 часов.

Был и неудачный заплыв с летальным исходом, зарегистрированный в 2016 году. Рекорд по скорости преодоления водного пространства составляет 6 часов 55 минут.

Пролив в наши дни — это стратегически важная судоходная магистраль. По нему осуществляется перевозка грузов из портов североморских и балтийских государств на другие континенты и в обратном направлении. Он также является объектом интереса туристов со всего мира.

Ла-манш — пролив между Францией и Великобританией

Пролив Ла-Манш, разделяющий побережья Франции и Великобритании, всегда играл очень важную роль в истории. Многие народы стремились предъявить права на этот неширокий пролив, что отразилось в различии его названий. Древние греки называли водный перешеек «Океанус Британикус», португальцы и испанцы — каналом да Манча, у итальянцев название звучало как Ла Маника, а в немецких землях пролив называли Эрмельканалом. Но современное название пришло из французского языка, в переводе с которого имя пролива означает «рукав». Хотя жители Британских островов упорно продолжают называть его Английским каналом.

Пролив Ла-Манш (вместе с Па-де-Кале) соединяет Северное море и Атлантический океан, имеет относительно небольшую длину – 578 км, а ширина его колеблется от 32-х км до 250-ти.

История пролива Ла-Манш

пролив Ла-Манш между Францией и Англией

Ла-Манш всегда был в центре исторических событий, так как контроль над ним давал большие преимущества: это был наикратчайший путь, как в Балтийское море, так и к берегам Британии. Плавание по проливу было сопряжено со многими трудностями – погода здесь очень переменчива, часто дуют сильные ветра, опускаются густые туманы. В сочетании со сложным характером течений и высокими приливами преодоление этого водного пути всегда было делом непростым. Но торговое и политическое значение пролива перевешивало все преграды.

Несмотря на коварность Ла-Манша, многие завоеватели смогли преодолеть его. Еще в первом веке пересекли пролив древние римляне, в 1066 году на побережье Британии высадились норманны, а в 17-м веке – Вильгельм Оранский. Но все же водный перешеек неплохо защищал британцев: ученые считают, что на дне пролива находятся остовы десятков тысяч судов разных времен и народов.

С середины 16-го века английские монархи установили жесткий контроль над Ла-Маншем, используя частые штормы и свои отстроенные корабли для защиты от посягательств испанских и французских флотов. Особую роль в обороне пролива играл порт Дувр.

Однако с появлением аэропланов пролив перестал быть надежной преградой для войск неприятеля, а создание подводных лодок еще более усугубило ситуацию. Британцам пришлось прибегнуть к полной морской блокаде Германии в 1918 году, чтобы отвести угрозу вторжения на острова.

Немецкие войска вернулись в Ла-Манш в начале Второй мировой войны, несмотря на невозможность использования там больших кораблей (пролив слишком мелководен для них). Поняв, что прямое вторжение невозможно, гитлеровцы установили множество минных полей и вели боевые действия в проливе с помощью подводных лодок, а также обстреливали берег.

В начале 1940-го года английские войска были эвакуированы на острова с континента в ходе операции «Дайнемо», которая вошла в историю как самая масштабная военная спасательная операция. Фашисты создали на континентальном берегу сильнейшие укрепления («Атлантический вал») и заняли несколько островов в проливе. Эти укрепления были отбиты у немцев при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 году.

По окончании войны Ла-Манш стал играть ключевую роль в объединении Великобритании и континентальной Европы – огромный поток грузов перевозился с помощью паромов. Возникла необходимость в новом виде транспортного сообщения, и в 1973 году был запущен проект по строительству подводного тоннеля. Такие проекты существовали и раньше: в 1802 году его предложил французский инженер А. Матье-Фавье, а в 1876 и 1922 годах даже начиналось строительство, которое прекращалось из-за различных политических проблем.

Строительство велось с двух сторон – английской и французской, а точность прохождения в тоннеле контролировалась лазерной системой позиционирования. 6 мая 1994 года подземный путь был открыт и получил название «Евротоннель». Теперь дорога с континента на остров занимает 2 ч. 15 мин., а под водой поезд движется около получаса.

Пролив в наши дни

В наши дни пролив по-прежнему играет огромную роль в жизни населяющих его берега и острова народов, храня свою историю и традиции.

[box type=»info»] На берегах Ла-Манша сохранились некоторые исторические достопримечательности: замок Корнет 13-го века, форты, развалины Атлантического вала, Бретанские маяки. Печально знаменита впадина Хердз Дип на дне пролива – в Первую мировую войну англичане затапливали в ней химическое оружие.[/box]

На острове Сарк в проливе Ла-Манш до 2008 года существовала феодальная система управления, единственная в Европе, когда управление островом осуществляли старейшины.

Ла-Манш всегда интересовал спортсменов и исследователей. В 1909 году французский пилот Блерио впервые перелетел пролив и приземлился в Дувре, а в 1912 году его полет повторила первая женщина – американка Г. Куимби. В 1974 году исследователь из Уэльса Б. Томас пересек Ла-Манш на индейской бычьей лодке, стремясь доказать общность происхождения уэльских и индейских лодок.

Покорение своенравного пролива происходило не только на транспортных средствах – около 900 человек преодолели его вплавь, борясь с высокими волнами, течениями и ветром, находясь в воде с температурой не выше 18 градусов.

Первенство в этом преодолении принадлежит британцу М. Уэббу, который переплыл Ла-Манш за 21 час 45 мин. в 1875 г. Рекорд по времени принадлежит болгарину П. Стойчеву – он переплыл пролив за 6 ч. 57 мин и 50 с в 2007 году.

У женщин рекорд установила чешская спортсменка И. Главачова в 2006 г. переплыв пролив за 7 часов 25 минут и 15 секунд, а впервые женщина отважилась на такой заплыв в 1912 году (американка Г. Эдерле).

Знаменитый пролив по-прежнему вдохновляет на новые рекорды и достижения спортсменов и инженеров, и есть вероятность, что с ним будет связано еще немало реализованных идей и воплощенных проектов.

Пролив Ла-Манш — ВИДЕО

Пролив Ла-Манш (Английский канал)

Побережье пролива Ла-Манша (Английский канал)

Ла-Манш является известным проливом, который еще называют Английским каналом. Этот канал разделяет Великобританию и побережье Франции. В переводе с французского название пролива дословно означает «рука».

Ла-Манш перетекает в пролив Па-де-Кале. Эти два пролива объединяют Атлантический океан и Северное море. Пролив имеет протяженность 578 километров. Его максимальная глубина 172 метра.

Берег Английского канала (Ла-Манш)

Из-за большого количества отмелей, в особенности на востоке, и частых туманов судоходство на Ла-Манше затруднено. Над проливом практически все время дует западный ветер, что является причиной постоянного восточного течения, скорость которого достигает в самых узких местах 3 километров в час.

Ла-Манш стал знаменитым из-за строительства огромного тоннеля.

Поезд из тоннеля под Ла-Маншем

Тоннель под Ла-Маншем является самым длинным в мире. Это просто поразительное сооружение инженерии. Его длинна больше 50 километров, 38 из которых проложили под водой по дну морскому. Тоннель под Ла-Маншем открыли в 1994 году в качестве современной транспортной системы, которая соединяла Британский остров с континентом.

Ла-Манш (Английский канал)

В течении последних двухсот лет люди разрабатывали массу способов, чтобы преодолеть Ла-Манш. Впервые тоннель предложили построить в 1802 году, а Комитет по его созданию сформировали уже в 1892 году. Возникали даже предложения о строительстве моста над Ла-Маншем. В 1986 году от французского и британского правительства поступило предложение компаниям серьезно заняться разработкой чертежей тоннеля. Спустя год из 9 проектов был выбран лучший.

В действительности существуют три тоннеля: один служебный и два железнодорожных. Строительные работы начали на британском берегу в декабре 1987 года, а во Франции – три месяца спустя. Гигантские механизмы, оснащенные режущими вращающимися головками, затрачивали по целому месяцу, чтобы прокладывать каждый километр. В общей сложности прокладывание тоннеля заняло три года.

Поезд из тоннеля под Английским каналом

Тоннели прокладывали в среднем на 45 метров глубже морского дна. Когда две части служебного тоннеля разделяло сто метров, рабочие вручную прорыли небольшой тоннель, который их соединил. Две половинки встретились в 1990 году. Два железнодорожных тоннеля были достроены 22 мая и 28 июня 1991 года.

Еще, спустя семь месяцев, закончили прокладку всех трех тоннелей, и начали укладку рельсов. В этот период времени инженеры разрабатывали железнодорожные терминалы недалеко от Кале во Франции и Фолькстоуне, в Великобритании. Туннель был открыт королевой Елизаветой Второй и президентом Миттераном 6 мая 1994 года.

Транспортировка авто под проливом Ла-Манш

Специальные поезда, оснащенные платформами для автомобилей и пассажирскими вагонами ходят каждый час. Всего в течении дня по туннелю проходят 350 электропоездов, которые могут перевозить до 200 тысяч тонн груза. Естественно, контроль багажа очень сильный, если есть желание экспериментировать — положите в свою рюкзак ММГ и вы никуда не уедите. Спустя какое-то время вас отпустят, т.к. ММГ не является огнестрельным оружием. Автомобили пользуются поездами туннеля как движущимся шоссе. Они заезжают в вагон с одной стороны и через 35 минут выезжают с другой. Электровозы ездят со скоростью до 160 километров в час.

Автомобиль под Английским каналом (Ла-Манш)

На все строительство тоннеля было затрачено 10 миллиардов фунтов – в два раза больше, чем изначально планировалось. Через один год после официального открытия, компанией «Евротоннель» было объявлено об убытке в 925 миллионов фунтов – одной из наибольших отрицательных сумм в корпоративной истории Великобритании. А в 1996 году в тоннеле из-за загоревшегося грузовика произошел пожар, который приостановил его работу на полгода.

Побережье пролива Ла-Манш (Английский канал)

Несмотря на тот факт, что проект тоннеля был безумно дорогостоящим, и по сей день еще не смогли окупиться все расходы, данное сооружение все равно является образцом современного мастерства инженерии, которое в равно высокой степени учитывает функциональность и безопасность.

Ла-Манш (фр. laManche— рукав), также Английский канал (англ.EnglishChannel) — пролив между побережьем Франции и островом Великобритания.

В месте с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Под Ла-Маншем (между Дувром и Кале) сооружен тоннель (общая длина 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива). Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур.

Непобедимая армада, навстречу гибели.

Более четырех столетий тому назад в узком проливе Ла-Манш сошлись две флотилии. По сути, это было столкновением двух религиозных систем, противоборством двух монархов XVIвека — протестантской королевы Англии ЕлизаветыIи католического короля Испании ФилиппаII. В книге «Поражение Непобедимой армады» отмечается, что «и для испанцев, и для англичан сражение в Ла-Манше было священной войной против сил мрака и тьмы, борьбой не на жизнь, а на смерть» (TheDefeatoftheSpanishArmada).

Для англичан той эпохи испанская армада была «мощнейшим флотом, который когда-либо выходил в открытое море». Но экспедиция армады обернулась трагедией — особенно для тех многих тысяч, кто потерял свою жизнь.

Дарданеллы

Дарданеллы (устаревшее, древнегреческое название — Геллеспонт) — пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии. Координаты Дарданелл — 40°15′ северной широты и 26°31′ восточной долготы.

Пролив соединяет Эгейское море с Мраморным морем, а в паре с Босфором с Чёрным морем. В древности Дарданеллы назывались Геллеспонт. Длина пролива составляет 65 километров, ширина — от 1,3 до 6 километров. Средняя глубина составляет 50 метров. На азиатском берегу Дарданелл расположен портовый город Чанаккале. Перешёл под влияние турок в 1352 г.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. Во время Первой мировой войны за стратегически важные Дарданеллы шли тяжёлые бои между Турцией и Антантой.

Дуврский пролив, он же Па-де-Кале

Па-де-Кале (фр. Pas de Calais, в англоязычных странах называется Дуврский пролив, англ. Strait of Dover) — пролив между Великобританией и материковой частью Европы, служит входом в пролив со стороны Северного моря. Длина — 37 километров, ширина — от 29 до 32 километров, глубина — от 21 до 64 метров. Главные порты: в Великобритании — Дувр, во Франции — Кале, Булонь и. Под Па-де-Кале проходит Евротоннель. Пролив образовался в антропогене при опускании и затоплении суши между материком и Британскими островами.

Режим Дуврского пролива

Дуврский пролив (Па-де-Кале) имеет исключительно важное значение для мореплавания. Ежедневно через него направляется огромный поток судов как в сторону Атлантического океана, так и к берегам многих европейских государств. По подсчетам, ежегодно через Дуврский пролив проходит 300 тысяч судов, причём в любой момент в проливе находится одновременно не менее 40 судов. Свыше 90 процентов судов пользуются проходом шириной около 5 миль между банкой Варн и английским берегом.

Скопление большого числа судов в узком проливе, движущихся в разных направлениях, является причиной частых столкновений и аварий в этом районе. По подсчетам одного из норвежских страхователей, почти половина всех столкновений в мире приходится на район, простирающийся от Английского канала (Ла-Манш) до реки Эльба.

В связи с создавшимся положением в этом районе по инициативе прибрежных государств был поставлен вопрос о более чёткой регламентации плавания судов с установлением рекомендованных курсов и разделением движения судов через Дуврский пролив на два потока.

В этих целях еще в 1961 году в Лондоне, а затем в Париже и Гамбурге была образована группа специалистов, которой поручалось подготовить предложения по улучшению плавания, навигационного ограждения и по созданию специальной службы информации о движении судов в Дуврском проливе. Все предложения переданы на рассмотрение и обсуждение на заседаниях Комитета по безопасности на море Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) с тем, чтобы подготовить единые правила плавания судов в Дуврском проливе и принять их в международном масштабе.

Под Дуврским проливом и под Ла-Маншем проходит железнодорожный тоннель, соединяющий континентальную Европу с Великобританией, открыт 6 мая 1994 года. Как символ объединяющейся Европы, одно время он удерживал звание самого протяжённого тоннеля в мире, в этом качестве его сменил Тоннель Сэйкан (соединяет острова Хонсю и Хоккайдо). Тоннель имеет протяжённость около 51 километра, из них 39 – непосредственно на дне моря. Американское общество инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers) объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности.

Пролив Ла-Манш

Пролив Ла-Манш – знаменитый на весь мир небольшой пролив, который отделяет Великобритания от европейского континента.

На политической карте мира он разделяет Великобританию и Францию.Ла-Манш соединяет Северное море с Атлантическим океаном.

Пролив Ла-Манш прежде всего, знаменит тем, что на его дне был проложен железнодорожный тоннель, который соединяется два государства. Тоннель имеет свое название – «Евротоннель», а построен он был в 1994 году.

Происхождение пролива

Следует отметить, что, пролив Ла-Манш образовался в период плейстоцена, а значит сравнительно недавно. Четыре сотни тысяч лет назад произошло меганаводнение, а затем через две сотни тысяч лет еще одно – вода с Северном моря прорвала хребет, который был расположен на территории современного Па-Де-Кале – самая узкая часть Ла-Манша и создала тем самым пролив.

Пролив Ла-Манш на карте фото

До этих событий хребет соединял между собой Европу и Великобританию. На месте бывшего хребта как раз и построен железнодорожный подводный путь с Франции в Англию – «Евротоннель».

Французы называли пролив «рукав» – то есть «Манш». Впервые словосочетание «Ла-Манш» встречается в источниках XVII века. Англичане же долгое время называли этот пролив просто «английским».

Исторические события

Ла-Манш – это естественный водный путь между Францией и Англией. На протяжении всей истории через Ла-Манш люди посещали британские острова. К примеру, нормандский герцог Вильгельм Завоеватель переплыл со своим флотом Ла-Манш, разбил англо-саксонского короля и стал правителем нового Английского королевства.

Пролив Ла-Манш фото

Ла-Манш невероятно богат на свою историю, в том числе и в спортивным секторе. Еще пару столетий тому назад люди впервые начали проводить состязания, кому же удастся переплыть Па-Де-Кале – его ширина, напомним, 32 километра.

В 1875 году Ла-Манш был впервые переплыт за 21 час и 40 минут – это был британский пловец. А первой женщиной, которая сделала тоже достижение, считается американца в 1926 году. В 2006 году впервые в истории пролив переплыл любитель-спортсмен из России.

Рекордом скорости переплытия пролива считается установленный в 2012 году рекорд Трента Гримси, что из Австралии – ему удалось переплыть Ла-Манш всего-то за 6 часов и 55 минут.

Пролив Ла-Манш тоннель фото

Ла-Манш также стал одной из главных причин, почему Великобритания смогла устоять во время Второй мировой войны. Намного более многочисленная армия Гитлера просто не могла взойти на Британию, так как воздушный флот тщательно оборонял пролив и не позволял просто так дойти к берегу.

На Ла-Манше расположено несколько больших островов, к примеру, один из них – остров-Уайт, где также расположен достаточно большой город – Ньюпорт с населением 24 тыс. жителей. На территории города расположен красивый замок Карисбрук, где во время революции был заточен английский король Карл I.

На севере Франции также расположены Нормандские острова, на которых в общей сложности приживает более 163 тыс. жителей – в основном англичане и французы. Крупнейшим городом на Нормандских островах считается Сент-Хелиер с населением в 24 тыс. жителей.

В этом городе распложен огромный замок позднего средневековья – Замок Елизаветы, который был основным оборонительным сооружением Англии на данном участке в свое время.

Крупнейшими городами на Ла-Манше считаются:

  • Дюнкерк,
  • Кале,
  • Брайтон,
  • Портсмут,
  • Плимут и другие.

Животный мир

Животный мир Ла-Манше невозможно назвать слишком богатым, так как сам пролив чрезвычайно загрязнен опасным отходами из судов, которые значительно уменьшают здесь популяцию рыбы. Однако это не мешает местному населению заниматься выловом рыбы.

Пролив Ла-Манш фото

Ла-Манш имеет серьезную проблему с экологией, только 40% всех экологических преступлений Англии регистрируют на Ла-Манше. Последняя крупная авария произошла в 2007 году, когда здесь потерпел крушение контейнеровоз «Наполи».

Ла-Манш: расположение, протяженность и ширина пролива

Вместе с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Под Ла-Маншем (между Дувром и Кале) сооружен тоннель (общая длина 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива). Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур.

Пересечение пролива Ла-Манш вплавь

Пловцы через пролив Ла-Манш пересекают его в тяжелых условиях: холодная вода (15-18 градусов летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта включительно), а также течения, вызванные приливами и отливами. В связи с этим за всю историю пролив Ла-Манш смогли преодолеть около 900 человек (по состоянию на начало 2008 г.) – это меньше числа людей, покоривших Эверест.

Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Вебб в 1875 году за 21 час 45 минут. Первая женщина переплыла пролив в 1926 году за 14 часов 39 минут (Гертруда Эдерле, США).

Спортсмены СССР пролив не переплывали.

Первый россиянин, преодолевший пролив, – пловец любитель Павел Кузнецов (36 лет) (22-23 августа 2006 г., 14 ч. 33 мин. 25 с.). Россиянин Юрий Кудинов 24 августа 2007 г. установил третье в мировом зачете время 7 ч 5 мин. 42 сек. В 2007 году пролив также преодолели две россиянки: 26 августа – Наталья Панкина (8 ч. 11 мин.) и 6 сентября – Алла Кассиди (13 ч. 7 мин.).

Рекорд среди мужчин принадлежит болгарскому пловцу Петру Стойчеву (2007 г., 6 ч. 57 мин. 50 с.); среди женщин – чешской пловчихе Иветте Главачовой (2006 г., 7 ч. 25 мин. 15 с.).

Также отмечаются и самые медленные заплывы через пролив. Рекорд составляет 26 ч. 50 мин. (Генри Салливан, США, 1923 г.).

Первым азербайджанцем, переплывшим залив в 2009 году является Эмин Давхуло (Emin Dowhulo, 2009 г., 8 ч 23 мин. 55 с.)

  • Евротоннель, тоннель под Ла-Маншем.
  • Луи Блерио, первый человек, перелетевший Ла-Манш

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Ла-Манш (пролив)” в других словарях:

Манш (значения) — … Википедия

Пролив Отранто — на карте. Отранто (итал. Canale d Otranto) пролив между побережьями Италии и Албании, соединяет Адриатическое и Ионическое моря. Назван по имени города Отранто в Италии. Ширина 75 … Википедия

Пролив Кабота — (англ. Cabot Strait, фр. détroit de Cabot) находится в восточной части … Википедия

пролив — а; м. Узкое водное пространство, разъединяющее участки суши и соединяющее водоёмы (моря, озёра и т.п.) или их части. Керченский п. Берингов п. Пересечь п. Выйти в п. * * * пролив относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо… … Энциклопедический словарь

Пролив — Керченский пролив. Вид с крымского берега. Пролив водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части … Википедия

Пролив Дрейка — Координаты: 58°34′49″ ю. ш. 62°54′34″ з. д. / 58.580278° ю. ш. 62.909444° з. д. … Википедия

Пролив Дейвиса — Координаты: 67°00′38″ с. ш. 58°01′44″ з. д. / 67.010556° с. ш. 58.028889° з. д. … Википедия

Ла-Манш — (франц. La Manche, буквально рукав) Английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па де Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим… … Большая советская энциклопедия

Канал ла-Манш — пролив между Англией и Францией, иначе Ла Манш (см. соотв. статью) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ла-Манш — Координаты: 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д. / 50.183611° с. ш. 0.531111° з. д. … Википедия

Ссылка на основную публикацию