Храмы о.Самос

Храм Геры на острове Самос.

По легенде, оно было выстроено на том месте, где река Имбрас прибила к болотистому берегу деревянный идол Геры, запутавшийся в корнях священной ивы. Миф отчетливо говорит о сотворении мира: древо вышло из вод. Культ священного древа на Самосе близок месопотамскому (ива, редкая в других поверьях греков, была одним из священных деревьев шумеров), но, возможно, сохранил и ряд минойских черт.

Самосский храм пережил несколько строительных этапов. Сначала узкое прямоугольное здание со входом на восточной стороне заменило собой древнее культовое место – статую божества, выставленную под навесом в огороженном дворе, в VII в. до н.э. храм был дополнен портиком с двойным рядом колонн, с двумя колоннами по входу. Внутри входящему открывалось большое цельное пространство – если не считать, что из боковых стен интерьера выдвигалось по шесть полуколонн, деливших пространство на ряд компартиментов. (Эти компартименты, очевидно, тоже восточная черта, связанная с представлениями о пути бога от смерти к жизни, поделенном, как у Гильгамеша в эпосе «О все видавшем», на отдельные отрезки – «поприща». Кроме того, они напоминали ребра праматери, в лоне которой проходил ритуал возрождения сын. Такой ритуал проходил вавилонский Мардук внутри чрева Тиамат. Около 650 г. до н.э. самосский архитектор Ройк перестроил храм, сделав его более монументальным и пышным. Он стал короче и шире, утратив древнюю вытянутость, у него появились три нефа, а восточный вход был оформлен богатым, также трехнефным портиком, очень глубоким, уставленным пятью парами колонн, – его площадь составляла почти половину целлы. Статуя божества находилась предположительно между колоннами левого ряда. Таким образом, в построении храма была сделана попытка переосмыслить идею пути бога от смерти к новому рождению. Сам наос перестал быть линейным, у него появился центр в виде культовой статуи, которую теперь так или иначе можно было обходить вокруг, и это становилось целью для паломников, поскольку длина наоса сильно сокращалась. Путь же частично переносился в глубокий портик. Тем самым входной портик и собственно храм разделили между собой функцию старого наоса: в первом осуществлялся путь бога, во втором – переход.

В VI в. до н.э. храм Геры, очевидно сгоревший при пожаре, был снова построен самосским тираном Поликратом. Теперь это был роскошный диптер, типичный со времен архаики для Ионии храм с двойным рядом наружных колонн. Известно, что в нем сохранялось старое несоответствие торцов: на восточном стояло восемь колонн, на западном десять.

Дата добавления: 2017-12-03 ; просмотров: 537 ;

Храм Геры (Самос)

Герейон, Герей (др.-греч. Ήραῖον , греч. Ηραίο ) — храм Геры на южном побережье острова Самоса. Расположен в 5 километрах к юго-западу от Питагориона. Вместе с Пифагореей включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

По свидетельству Павсания в Герейоне рос витекс священный ( λύγος ), который был самым древним деревом в Греции [1] . По местному преданию под этим деревом на берегу реки Имбрас ( Ίμβρασος ) родилась Гера. Согласно преданию храм Геры основали аргонавты. Они же привезли её статую из Аргоса. Деревянная статуя Геры является работой скульптора Смилида (греч.) русск. (VI век до н. э.) [2] [3] .

Согласно Менодоту Перинфскому Адмета (греч.) русск. , дочь Еврисфея, бежала из Аргоса на Самос и стала заботиться о храме Геры. Аргивяне наняли пиратов из Тирренского моря, чтобы похитить статую Геры. Пираты погрузили статую на корабль, но не смогли сдвинуть вёслами корабль. В страхе они выгрузили статую на берег, оставили ячменные лепешки и уплыли. Карийцы увидели статую и решили, что она сбежала из храма и крепко стянули её лозой. Адмета провела очистительные обряды и вернула статую на место. Ежегодно в праздник Тонея ( Τόνεα ) от τόνος «(натянутая) бечева», статую стали выносить на берег, приносить ей ячменные лепешки и совершать ритуал очищения [4] .

Согласно археологическим данным культ Геры на Самосе существовал с бронзового века, в частности в микенский период. Вначале это был небольшой каменный алтарь и здание для защиты деревянной статуи. В VIII веке алтарь был обтёсан до прямоугольной формы, площадь вокруг алтаря покрыта камнем. К западу от алтаря построен первый храм, называемый Гекатомпедом ( Εκατόμπεδος ), «стофутовым», потому что его длина была сто пусов ( πούς , греческий аналог стопы и фута). Соотношение длины и ширины было 5:1, размеры целлы — 32,86×6,5 метров, по типу это был «храм в антах». Стены были кирпичные. Крыша была изогнутой седлом, опиралась на деревянные стойки по центру целлы и покрыта керамической кровлей. В VII веке храм был перестроен. Был построен птерон 18×6 опор, внутренний ряд стоек заменен двумя рядами опор вдоль стен целлы строго по оси опор птерона, птерон имел второй ряд опор на входе. В 570—560 годах до н. э. был заложен Герейон под руководством архитекторов Ройка ( Ροίκος ) и Феодора ( Θεόδωρος ). Размеры храма 52,5×105 метров, стилобата — 50,5×103 метров. Число колонн 21×8 (сзади — 10). Пронаос был квадратным, а наос был длиной, равной ширине стилобата. Внутренние колонны в два ряда делили наос и пронаос на три нефа. При обработке баз колонн из мягкого известняка применялся токарный станок. Колонны были выполнены из травертина, имели каннелюры и были высотой 18 метров. Деревянная крыша была покрыта керамической черепицой, украшенной по краю декоративным выступающим рядом ( ακροκέραμος , акрокерамами). Вместе с храмом Артемиды Эфесской был самым ранним образцом ионического ордера. Был разрушен при землетрясении через несколько лет после завершения строительства [5] [6] .

При тиране Поликрате был заложен новый Герейон, больше прежнего, по словам Геродота «величайший из известных нам храмов» [7] Это был диптер, размеры храма 55,16×108,63 метров. Перед пронаосом храм имел три ряда колонн, число их достигло 155. Из них сохранилась только одна с южной стороны храма. По оценке исследователей высота колонн была 20 метров. Колонны были из мрамора, храм из травертина. Учёные считают, что храм не был завершен, потому что после смерти Поликрата в 522 году до н. э. начались внутренние конфликты между наследниками и Самос пришел в упадок. Возможно строительные материалы храма были использованы для строительства стен и других зданий [6] [8] .

Алтарь был размером 36,5×16,5 метров из светлого известняка, в римский период облицован мрамором. С трех сторон алтарь был окружен стенами высотой 5—7 метров с киматием по верху. Внутри стены были укращены фризом с изображением сражений с дикими зверями и сфинксами. Оба края стенки имели богато украшенные верхние части ( επίκρανο ). Алтарь был накрыт плитой из зелёного тугоплавкого серпентинита (змеевика) [6] .

После смерти Александра Македонского и Ламийской войны в 322 году до н. э. на остров вернулись самосцы, изгнанные афинянами. Продолжилось строительство Герейона. В эллинистический период пространство храма занимают самосские политики. Вера в древнегреческих богов приходит в упадок, с Востока приходят культы новых богов. Во II веке до н. э. Самос становится римской провинцией. После окончания в 31 году до н. э. гражданской войны в Риме Герейон начал снова процветать. При императоре Октавиане Августе (27 до н. э.—14) построен храм, посвящённый императору, ремонтируется Герейон и алтарь Геры. Герейон становится хранилищем даров, строится периптер для хранения культовой статуи. По свидетельству Страбона храм Геры был пинакотекой [9] . Алтарь Геры облицован мрамором. Герейон становится местом культа не только Геры, но и Ливии Друзиллы, жены Августа, после её смерти, как свидетельствует настенная надпись [6] .

В конце I и начале II века Герейон был в упадке. В середине II века построен небольшой храм коринфского ордера, размером 7,4×12 метров. Не сохранилось сведений о божестве, которому он был посвящён. В III веке построен последний храм в Герейоне. Это был храм римского типа на подиуме, покрытом прямоугольной мраморной плиткой, с характерным киматием внизу [6] .

Во II и III веке построена Священная дорога от Герейона к городу Самосу (Пифагорее) [6] .

С конца II века часть святилища начинает застраиваться одно- и двухэтажными домами с перистильными внутренними дворами, мозаичными полами и системами водоснабжения и канализации. Строятся термы. С середины III века город был заброшен из-за разрушительного землетрясения 262 года и нашествия герулов. В IV веке древние постройки разрушены, строительные материалы вывозятся в Малую Азию. В V—VI веках строится раннехристианская базилика из материалов древнего святилища. В конце 1-го тысячелетия базилика разрушена, на её месте в XVI веке строится крестово-купольный храм, от которого сохранился свод. В XVIII веке построена часовня, которая была снесена при начале раскопок [6] .

Раскопки свидетельствуют, что Герейон имел не только общегреческое значение, но и мировое. Найдены приношения из всех частей тогда известного мира: Египта, Сирии, Ассирии, Вавилона, Месопотамии, Персии, Финикии, Лаконии, Аттики, Крита и Кипра. Среди них настоящие произведения искусства. Обнаруженные при раскопках многочисленные изделия из мрамора, глины, стекла, меди, дерева, слоновой кости и золота ясно показывают мировое значение Герейона. На северном участке Священной дороги были установлены два колосса. Подношения хранились в небольших сокровищницах [6] .

В 1704 году Герейон посетил Жозеф Питтон де Турнефор. Стены храма раскопаны в 1910—1914 годах под руководством Теодора Виганда [10] . В 1925 году работы продолжил Германский археологический институт в Афинах (греч.) русск. . Раскопки прерывались во время Второй мировой войны и были возобновлены в 1951 году [11] .

Ссылка на основную публикацию
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Пифагорея и храм Геры на острове Самос [* 1]
Pythagoreion and Heraion of Samos [* 2]
Тип культурный
Критерии ii, iii
Ссылка 595
Регион [* 3] Европа и Северная Америка
Включение 1992 год (16-я сессия)