Богиня смерти в Индии

Богиня Кали – культ богини смерти

Индийскую богиню Кали принято считать символом разрушения и вечной жизни, её ужасающий облик в течение многих веков наводил страх на иноверцев. Жители Индии прибегали к её защите в тяжелые времена, принося кровавые жертвы, но на самом деле богиня Кали является защитницей материнства, помогает изменить карму, что не под силу другим богам.

Богиня смерти Кали

«Кали» переводится, как «черная», ее называют гневной конфигурацией Парвати и уничтожающей частью бога Шивы. В индийской религии Кали считают освободительницей, которая оберегает тех, кто ей поклоняется, она олицетворяет сразу несколько стихий: водную, огненную, эфирную и земную. Индийская богиня Кали управляет жизнью человека от зачатия и до ухода на тот свет, потому и почитаема особо.

Кали еще называют субстанцией богини Дурги, даже три глаза Кали имеют несколько трактовок:

  • 3 силы: творить, сохранять и разрушать;
  • 3 времени: прошлое, настоящее и будущее;
  • 3 светила: Солнце, Луна и молнии.

Богиня Кали – легенда

О происхождении черной богини существует интересная легенда. Когда-то злой демон Махиша захватил власть, и чтобы вернуть ее, боги воссоздали лучшего воина, которая объединила в себе силу Вишну, пламя Шивы и силу Индры. Её дыхание создавало армии, которые тоже уничтожали демонов, только многорукая богиня Кали убивала тысячами и снесла голову главному врагу – демону Махише.

Культ богини Кали

Больше всего Кали почитают в Бенгалии, там расположен ее главенствующий храм Калигхата. Второй самый почитаемый храм Кали стоит в Дакшинешваре. Культ этой богини был главенствующим с 12 до 19 века, когда в стране действовало секретное общество тугов. Их поклонение богине Кали превосходило все границы, туги приносили кровавые жертвы своей заступнице.

В нынешнее время почитатели Кали посещают её храмы, в начале сентября отмечается праздник черной богини. Для тех, кто поклоняется Кали в наше время, предусмотрены такие ритуалы:

  • чтение молитв;
  • обмен чашами вина и священной воды;
  • нанесение точки красного цвета между бровями в честь Кали;
  • дар богине – алые цветы и зажжённые свечи;
  • обмен жертвенными приношениями.

Богиня Кали – жертвоприношения

По индийским верованиям, черная богиня Кали является женой Шивы, который в пантеоне – третье по значимости божество в Индии. Её алтарь должен быть всегда покрыт каплями крови, в древности даже существовал специальный клан, который находил людей для жертв многорукой богине. Есть сведения, что человеческие жертвоприношения продолжались до начала 20 века.

В нынешнее время в храме Дакшинкали продолжают придерживаться традиций предков, два раза в неделю, по вторникам и субботам, которые считаются днями Кали, приносят в жертву животных. Посмотреть на это зрелище приходят сотни туристов. Жрецы произносят особые мантры, которые дарят возможность жертвенному петуху вернуться в другой жизни в людском обличье.

Символ богини Кали

Внешний вид супруги Шивы вызывает страх, она является символом властительницы времени. Кровавая богиня Кали вобрала немало жутких черт, каждая из которых имеет свое значение:

  • черный цвет кожи говорит о просветленном состоянии сознания;
  • бусы из 50 голов людей – цепь воплощений;
  • пояс из людских рук обрисовывает влияние кармы, которую можно изменить, если верно служить богине;
  • белые зубы – символ чистоты;
  • 4 руки – кольцо творения и разрушения, стороны света.

Руки с правой стороны благословляют на творчество, а те, что по левую, которые держат отрубленную голову и меч, являются знаком разрушения. По ведической религии, эти атрибуты тоже имеют важное значение. Голова свидетельствует, что во власти богини Кали разрушать ложное сознание, а меч распахивает ворота свободы, избавляя от пут, которые сдерживают каждого человека.

Богиня Кали и бог Шива

Одно из самых распространенных изображений: богиня Кали, попирающая ногами своего мужа – бога Шиву. Индусы трактуют такой образ, как превосходство духовного мира над физическим. Богиню именуют еще шакти Шивы, что имеет несколько значений:

  • влияние, сила;
  • энергия божества;
  • женское начало творения.

Второе имя Кали – Дэви – «блеск», богиню еще именуют Сияющей. Шакти отражена в имени её мужа, без нее это божество превращается в «шва», на санскрите – труп. Даже облику Кали исследователи дают иную трактовку:

  1. Бешеный танец Кали представляет концепцию мира, как игрища богов.
  2. Разлохмаченные волосы и оскал намекают на скоротечность бытия.
  3. Сумасшедший танец черной богини доказывает: материальное не играет роли.
  4. Танцем богиня разрушения Кали помогает осознать, что люди смертны и должны стать свободными от страха умереть, только тогда богиня примет их.

Индийская мифология

Индийская мифология / Боги Индии

Кали (в переводе с санскрита – «чёрная») — тёмная и злая ипостась Парвати, тёмная Шакти и разрушительная сторона Шивы. Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, истребляет невежество, наводит мировой порядок, освобождает и благословляет тех, кто стремится познать Бога. Её имя в священных Ведах связано с богом огня (Агни).

Имя Кали впервые встречается в Ри-гведе. Также известна как Каликамата («черная земная мать»), Каларати («черная ночь»), среди тамилов — как Коттравей. Калике, Калика — форма имени Кали.

Внешне богиня Кали всегда очень устрашающе выглядит. Изображается в виде худой четырёхрукой женщины с голубой кожей и длинными взъерошенными волосами, которые образуют таинственный занавес смерти, окутывающий всю жизнь. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой — голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.

Творением, сохранением и разрушением управляют три глаза богини. Кали соответствует трём временам: прошлому, настоящему и будущему. Пояс из человеческих рук, который накинут на богиню, означает могущественное и неумолимое действие кармы.

Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. Чёрный цвет означает лишь чистое незамутнённое сознание человека.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений и показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита. Богиня стоит на трупе, который лишь подтверждает преходящий характер физического тела.

Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.

Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует космическую силу вечного времени.

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Кали-разрушительница: индуистская богиня смерти и истребления

Кали — индийская богиня, которая очень известна и уважаема в индуизме. О ней сложено множество мифов и легенд. Хотя её принято считать символом всеобщей гибели, жители Индии обращаются к многорукой богине в тяжёлые времена, надеясь, что она защитит их и поможет улучшить карму.

Кто такая Кали

Кали — грозная и карающая богиня смерти, преследующая демона Мишаха и его помощников. Многорукая женщина появляется там, где идут войны и смертельные сражения. Ещё богиню считают создательницей жизни, ведь смерть — неотделимая часть существования.

Именуют её Матерью миров, Многоликой, Карающей, Носительницей черепов. Считают, что она — это тёмное олицетворение Парвати, жены бога Шивы.

Как выглядит богиня: иконография

Кали — богиня смерти, поэтому не удивительно, что её внешний вид угрожающий. Изображают её в основном с тёмной кожей, худой, с четырьмя руками, красным языком и растрёпанными волосами.

В левой верхней руке у неё меч, на котором видна кровь врагов, а в нижней — отрубленная голова демона. Правая верхняя рука делает жест, который отгоняет страх, а нижняя напутствует на осуществление желаний.

Многоликая и многоимённая: известные имена Кали

Кали имеет множество имён: Каларати, Калике, Коттравей, Каликамата. Помимо этих, существуют и другие имена богини, которые раскрывают её универсальную личность: Дурга, Деви, Лолита, Махамайя. В трактате Шри Шанкарачарьи «1000 имен Лолиты» изложено много имён Кали, которые несут определённый смысл:

  • Шри Нихсамшйя — не имеющая сомнений;
  • Шри Парамешвари — основной правитель;
  • Шри Ракшакари — спасительница;
  • Вишва-Гарбха — вся вселенная заключается в ней;
  • Шри Ади Шактихи — святой дух;
  • Шри Кродхини — космический гнев;
  • Шри Уграпрабха — излучающая ярость;
  • Шри Нарамандали — одетая в гирлянду из черепов;
  • Шри Бхогавати — верховный даритель;
  • Шри Виласини — океан радости;
  • Шри Манорама — милость и очарование.

Разнообразие имён говорит о том, что в Матери заключается весь мир. Она не зло и не добро. Богиня представляет справедливость: людям, ищущим Бога и правильный путь, многорукая богиня помогает, бережёт от зла.

История появления

Согласно древнему преданию, наследник царя асуров (полубогов, или же демонов) Асура Махиша очень долго молился Брахме и за это получил дар, благодаря которому он мог становиться невидимым. Он решил стать главой Вселенной и сбросил Индру с трона.

Боги не хотели поклоняться Махише и попросили Брахму, Вишну и Шиву спасти их от врага. Триада разгневалась, и из их уст появилось пламя злости, которое соединилось в облаке огня. Из него вышла особа женского пола.

Ей вручили топор, лук, стрелы, петлю и палицу. Так появилась Кали. Многорукая женщина села на льва и кинулась на противника. Воины Махиши бросились на Мать, но она с лёгкостью боролась с врагами. Своим дыханием Кали образовывала новых воинов, храбро бросавшихся в бой.

От такого сражения небо стало тёмным, затряслась земля и потекли кровавые реки. Много раз Мать догоняла Махишу, но он исчезал, изменяя свой образ. И вдруг, сильно прыгнув, Кали достала врага и с огромной силой набросилась на него. Наступив ему на голову, она копьём пригвоздила демона к земной поверхности. Махиша опять хотел изменить образ и исчезнуть, но не успел. Четырёхрукая женщина отрубила ему голову.

Богиня очень обрадовалась победе и затанцевала. Её движения становились всё активнее и резче. Кругом всё начало трястись, и это могло привести к разрушению Вселенной. Боги содрогались и просили Шиву остановить Кали.

У него это не получалось. Потом он решил лечь перед ней на землю, но и это не остановило Мать. Она танцевала, пока не поняла, что происходит. После этого Кали остановилась и, уставшая и окровавленная, скрылась, чтобы отдохнуть от сражения. Перед этим она пообещала помогать богам всегда, когда им потребуется помощь.

Атрибуты и символика

Каждая деталь и атрибуты Кали что-то обозначают.

У Матери 3 глаза, которые означают творение, сохранение и разрушение. Ещё они являются символами огня, луны и солнца.

Данная часть тела у Кали высунута изо рта и имеет красный цвет. Это означает страсть, активность, действия.

Белоснежные зубы отражают чистоту.

У богини четыре руки, которые означают 4 стороны света и 4 чакры. В верхней левой руке Матери виден кровавый меч, который развеивает колебания и ложь. В нижней находится голова врага, обозначающая отсечение эго, которое мешает постичь настоящие знание.

Эта часть тела у богини полная — это символизирует материнство или творчество.

Атрибут из 50 черепов обозначает мудрость, знания. Также головы выражают нескончаемую череду жизненных превращений.

Аксессуар из рук людей является символом кармы. Действуя, люди формируют свою карму, которая определяет судьбу. Руки обозначают действия и труд, поэтому пояс состоит именно из этих частей.

Бог лежит у ног Матери. Это обозначает, что духовное на порядок выше физического. Также женское начало в создании превышает мужское пассивное начало.

Роль и культ Кали в индуизме

Ранее Матери поклонялись почти везде. Это доказали научные исследования. Культ Кали имел аналоги во всех уголках света. К примеру, древние финны поклонялись Чёрной богине Кальме, а семитские народы молились Калу.

Это не является совпадением, так как богиня — Мать всех миров, в которую веровали под различными названиями почти везде.

В наше время четырёхрукая женщина популярна в Бенгалии. В штате Калькутта расположен главный храм Калигхата, который посвящён богине. Ещё один храм располагается в Дакшинешваре. В первых числах осени отмечается праздник, который посвящён Матери.

Людям, почитающим Кали, в период службы следует испить святую воду в три глотка, а после оставить отметку между бровями красным порошком. К изображению богини приносят красные цветы и зажигают свечки. Затем нужно помолиться и, вдохнув запах цветов, начинать вкушать жертвенные подношения.

Богиня смерти в Индии

Этимология имени связана с понятиями «время» и «чёрный». Имя Кали впервые встречается в Ригведе. Также известна как Каликамата («чёрная земная мать»), Каларати («чёрная ночь»), среди тамилов — как Коттравей. Калике/Калика — форма имени Кали.

Изображение и значение символов

Изображается в виде худой четырёхрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой — голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.

Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Они также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.

Её тёмно-синий цвет — цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Чёрный цвет заключает в себе белый, жёлтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Чёрный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела.

Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.

Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует космическую силу вечного времени.

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Почитание Кали в качестве истребительницы демонов и могущественной богини-покровительницы особенно распространено в Бенгалии, где находится главный посвящённый ей храм Калигхата (в английском произношении — Калькутта), давший название столице Бенгалии — Калькутте. Второй из лучших храмов Кали находится в Дакшинешваре. Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в честь богини отмечался в начале сентября.

Расцвет культа Кали пришёлся на период султанатов XIII — XIV веков. С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов — фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения.

Богиня смерти в Индии

Санскритское слово «кала» означает с одной стороны «смерть», а с другой — «время».

Согласно Маханирвана-тантре, «время, или кала, пожирает весь мир во время космического растворения — пралайи, но Кали пожирает даже само время, потому она и именуется словом Кали». Богиня Кали — высшая Богиня, ночь вечности, пожирательница времени.

«Вид ее ужасен. С растрепанными волосами, с гирляндой из свежеотрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая — в жесте дарования милостей. Цвет лица ее синеватый и лицо сияет, как темное облако.

Она полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи. В ушах у нее серьги из трупов. Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди ее пышны и круглы, она носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе. Выражение ее лица довольное. Она улыбается. Она сияет, как темное облако и носит черные одежды».

Кали — единственная среди богинь, кто полностью раскрывает природу высшей реальности и символизирует совершенно просветленное сознание. Принцип разрушения, который олицетворен в Кали, направлен на избавление от невежества и иллюзии.

Кали — еще и символ женской самодостаточности и эмоциональной независимости, в Кали-тантре указывается на то, что даже в сексе Кали занимает позицию сверху, то есть мужскую. Кали обладает огромной сексуальной силой. В более поздних текстах, особенно в тантрах, она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой. В ее сахасранама-стотре (гимн с перечислением имен божества) многие имена подчеркивают ее сексуальную ненасытность или привлекательность.

  • Та, чья сущностная форма есть сексуальное вожделение
  • Та, чья форма есть йони
  • Та, что пребывает в йони
  • Украшенная гирляндой йони
  • Та, что любит лингам
  • Живущая в лингаме
  • Та, кому поклоняются семенем
  • Живущая в океане семени
  • Всегда наполненная семенем

В этом отношении Кали нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством. Кали сексуально прожорлива и потому опасна.

Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм. Она живет за границами нормального общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которых обычно избегают нормальные члены общества. Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине она аутсайдер, за пределами условностей.

Две особенности, типичных во внешности Кали, — ее распущенные волосы и высунутый язык — представляются подходящими выражениями ее «инаковости», ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера. В иконографии она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком. В ее ранней истории, где она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокрушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, ее высунутый язык, как и ее фигура, кажется, говорит о ее жажде крови. Она сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить свой дикий, всепожирающий аппетит.

Высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: сексуальное удовлетворение и поглощение запретного или загрязненного. На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна-мантрах и иконографических образах Кали она находится в сексуальном союзе с ним. В обоих случаях язык ее высунут наружу.

Разинутый рот Кали и ее высунутый язык, ее внешность и привычки отвратительны для нашей обычной чувствительности. Возможно, именно это и является главным в тантре. То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом, или культурном, сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир. Кали своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах.

Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных проявлениях, для того чтобы обнаружить в основе его единство и святость, то есть саму Великую Богиню.

Распущенные волосы Кали знаменуют конец мира, они развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности. Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности.

Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею. Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной. Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову — разрушительный аспект.

Три ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее. Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют уничтожение неведения и нисхождение знания. Этот меч — меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова). Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз, связывающих людей. Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине.

Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык) силой саттвы (белые зубы). Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, она совершенно духовна по своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

Чернота Кали также говорит о ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный — цвет, в котором исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их. Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, что снова означает ниргуну — отсутствие характеристик — природу Кали как высшей реальности. В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм.

Нагота Кали имеет сходное значение и указывает на то, что она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи и ложного сознания, что она полностью трансцендентна. Считается, что ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи. Кали — сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей. Эта истина просто сжигает их.

Жилище Кали — место кремации — имеет схожее значение. В месте кремации происходит растворение пяти элементов. Кали обитает там, где происходит растворение. В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений. Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце. Преданный помещает ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре. Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джняна-агни, который дарует Кали.

Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое она дает своим преданным. Шива представляет собой пассивный потенциал созидания. В философии йоги он — пуруша, букв. «мужчина», неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали — активная пракрити, природа физического мира. Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с ним сексом в перевернутой позиции, говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.

Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини. Она заставляет задуматься о главном в жизни, убрав шелуху и ненужное.

Текст опубликован из открытых источников

Индийская богиня: Кали — богиня смерти

Кали — это индийская богиня (или Деви ) смерти, времени и конца света, которая часто ассоциируется с сексуальностью и насилием, но также считается сильной фигурой матери и символом материнской любви. Кали также воплощает в себе шакти — женскую энергию, творчество и плодородие — и является воплощением Парвати, жены великого индуистского бога Шивы. Она чаще всего представлена ​​в искусстве как страшная боевая фигура с ожерельем из головы, юбкой из рук, развевающимся языком и размахивающим ножом, капающим кровью.

Имя и Поклонение

Имя Кали происходит от санскритского значения «она черная» или «она смерть», но ее также называют Чатурбуджа Кали, Чиннамаста или Каушика.

Как воплощение времени Кали пожирает все, она неотразимо привлекательна для смертных и богов и может также представлять (особенно в более поздних традициях) благосклонность богини-матери.

Этой богине особенно поклоняются в восточной и южной Индии, в частности в Ассаме, Керале, Кашмире, Бенгалии, где ей сейчас поклоняются на ежегодном празднике Кали-пуджи, проводимом в ночь новолуния, и в храме Калигат в город Калькутта.

Рождение Кали

Существует несколько традиций появления Кали. Одна версия связана с тем, что богиня-воин Дурга, у которой было по десять рук, несла оружие, и которая сражалась со львом или тигром в бою.Сражался с Махишасурой (или Махисой), демоном буйвола. Дурга пришла в такую ​​ярость, что ее гнев вырвался у нее изо лба в форме Кали. Однажды родившись, черная богиня сошла с ума и съела всех демонов, с которыми она сталкивалась, нанизывая их головы на цепь, которую она носила на шее.

Казалось невозможным успокоить кровавые атаки Кали, которые теперь распространялись на любых преступников, и люди, и боги не знали, что делать. К счастью, могущественный Шива остановил разрушительное буйство Кали, лежа на своем пути, и когда богиня поняла, на ком она стоит, она наконец успокоилась. Из этой истории объясняется связь Кали с полями битвы и местами, где проводится кремация.

В другой версии рождения богини Кали появилась, когда Парвати сбросила свою темную кожу, которая затем стала Кали, поэтому одно из ее имен — Каушика (Оболочка), а Парвати — Гаури (Прекрасная). Эта история подчеркивает черноту Кали, которая символизирует вечную тьму и которая способна как разрушать, так и создавать.

В третьей версии Дарука терроризировал мужчин и богов, которых могла убить только женщина, и Боги попросили Парвати разобраться с неприятным демоном. Она ответила, спрыгнув с горла Шивы. Это было потому, что много лет назад Шива проглотил халахалу, яд, который возник в результате взбалтывания океана во время творения и который угрожал загрязнить мир.

В сочетании с ядом, все еще находящимся в горле Шивы, Парвати превратилась в Кали. Выпрыгнув из горла Шивы в ее новом облике, Кали быстро отправила Даруку, и все было в порядке с миром еще раз.

Кали и Рактабия

Наконец, в еще одной версии рождения Кали есть история ужасного демона Рактабиджа (Кровавое семя). Этот демон, как и большинство демонов, доставлял много хлопот людям и богам, но еще хуже была его способность производить больше демонов каждый раз, когда капля его крови проливалась на землю. Поэтому каждый раз, когда на Рактабию нападали, единственным результатом было больше демонов, с которыми им пришлось иметь дело.

Боги решили работать вместе и объединить все свои шакти или божественную энергию и произвести одно сверхсущество, которое может уничтожить Рактабиджу; результат был Кали (в другой версии Кали производит только Дурга).

Получив все божественное оружие богов, Кали быстро разыскал Рактабиджу и его демонов и начал поглощать их всех целиком, чтобы больше не проливать кровь в процессе. Сам Рактабиджа был убит, когда Кали отрубил ему голову мечом, а затем выпил всю его кровь, убедившись, что никто не упал на землю, и тем самым гарантировал, что больше демонов не сможет угрожать миру.

Другая известная история с участием Кали — ее побег с группой воров. Воры хотели принести человеческую жертву Кали и неразумно выбрали монаха-брамина в качестве вероятной жертвы.

Перетаскивая его в ближайший храм, воры приготовились принести жертву перед статуей Кали, когда статуя внезапно ожила. Возмущенная планом воров убить монаха, богиня быстро отомстила и обезглавила всю банду, даже швыряя их головы ради забавы, в то время как, естественно, брамин сбежал, чтобы продолжить свою научную рефлексию.

Кали в индуистском искусстве

В искусстве Кали чаще всего изображают с синей или черной кожей, обнаженной и одетой в бенгальскую корону из глины, которая окрашена или позолочена. Она, как и многие индуистские божества, представляет собой многорукую фигуру с числом рук четыре, восемь, десять, двенадцать или даже восемнадцать.

Каждая рука обычно содержит объект, и они могут включать меч, кинжал, трезубец, чашу, барабан, чакру, бутон лотоса, кнут, петлю, колокол и щит. Иногда ее левая рука образует абхая-мудру, а правая — подношение варада-мудры. Ее часто изображают сидящей со скрещенными ногами и имеющей восемь футов.

Наиболее распространенная поза Кали в картинах — это ее самый страшный облик, как убийца демонов, где она стоит или танцует одной ногой на рухнувшем Шиве и держит отрубленную голову. Она носит юбку из отрубленных человеческих рук, ожерелье из обезглавленных голов и серьги мертвых детей, и у нее часто ужасающее выражение, когда язык разливается кровью.

Самые жестокие богини Древнего Мира

В древние времена люди поклонялись богам, прося их о благополучии. Но не все небожители были такими уж милосердными. Во многих верованиях именно женское начало считалось темным, поэтому были и такие богини, которые ассоциировались у людей со смертью и несчастьями. В этом обзоре представлены богини, которые считались далеко не самыми добрыми и милосердными существами в древние времена.

Самая темная в индийском сонме богов – это Кали. Согласно легенде, злой демон Махиша захватил власть над миром, а боги создали ему в противовес непобедимую воительницу. Кали победила демона и его многочисленную армию, изрыгая из себя воинов. Находясь в возбуждении и кураже от прошедшей схватки, Кали не могла остановиться и продолжила разрушать все, что на ее пути. Когда богиня пустилась в дики пляс, только Шива хитростью сумел ее остановить.

Индийцы изображают свою богиню пугающей. Обычно цвет кожи Кали черный или синий, что символизирует космос, в котором все исчезает без следа. Четыре руки – это четыре стороны света. Ф одной Кали держит голову поверженного врага, в другой – меч. Ожерелье из черепов и пояс из рук украшают богиню.

Название храма богини дало название индийскому городу Калигхата (англ. Калькутта). В разные исторические периоды таги – те, кто поклонялся богине смерти, вырезали людей сотнями тысяч.

Геката (Древняя Греция)

В древнегреческой мифологии самой мрачной называли Гекату – богиню лунного света, ведьм и всего, что связано с колдовством. Геката изображалась трехликой, что значило управление тремя стихиями (землей, огнем и воздухом) и тремя человеческими циклами – рождением, жизнью и смертью. В жертву Гекате приносили щенков, находясь в темных пещерах.

Хель считалась богиней загробного мира. Согласно легендам, все те, кто не умирал в бою и, соответственно, не попадал в Вальгаллу, отправлялись в царство Хельхейм. Хель была дочерью злобного бога Локи и великанши Ангрбоды. Богиня изображалась огромного роста. Одна часть ее тела была обычной, а другая сине-белой с пятнами как у трупа.

В мифологии древних государств Ближнего Востока у Иштар было несколько ипостасей. Она считалась богиней плодородия, плотской любви, войны, распрей. Иштар поклонялись как покровительнице проституток и гомосексуалистов, поэтому город богини Урук именовали «городом священных куртизанок». Но, на всех, кто нравился богине, насылалось проклятье: люди умирали, а животные теряли природную силу и одомашнивались.

Найдены дубликаты

А где же Коатлики?

Любительница кровавых жертвоприношений. Матерь Луны и Солнца. Богиня Земли и Огня, жизни и смерти. Носит юбку из змей, в качестве украшений использует отрубленные руки и сердца. Пряжка ремня из человеческого черепа.

да всех их боги не отличаются добротой и любовью. вот только с Мецтли не понятно – кто, что, зачем.

“Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой — голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений” вики

както не очень похоже на жестокую богиню! благословляет, освобождает, исполняет желания, прогоняет страх. ваще даже будучи атеистом я бы поостерёгся гнать на богов, особенно богинь))

на самом деле гневные божества, гневаются отнюдь не на людей, а обычно на демонов всяких. и разрушают не что попало а страх сомнения и прч.

Ты — жаровня, что гаснет в холод,
Черная дверь, что не держит ветра и бури,
Дворец, обвалившийся на голову герою,
Слон, растоптавший свою попону,
Смола, которой обварен носильщик,
Мех, из которого облит носильщик,
Плита, не сдержавшая каменную стену,
Таран, предавший жителей во вражью землю,
Сандалия, жмущая ногу господина!
Какого супруга ты любила вечно,
Какую славу тебе возносят?
Давай перечислю, с кем ты блудила!

Супругу юности твоей, Думузи,
Из года в год ты судила рыданья.
Птичку-пастушка еще ты любила —
Ты его ударила, крылья сломала;
Он живет среди лесов и кричит: «Мои крылья!»
И льва ты любила, совершенного силой,—
Семь и семь ему ты вырыла ловушек.
И коня ты любила, славного в битве,—
Кнут, узду и плеть ты ему судила,
Семь поприщ скакать ты ему судила,
Мутное пить ты ему судила,
Его матери, Силили, ты судила рыданья.
И еще ты любила пастуха-козопаса,
Что тебе постоянно носил зольные хлебцы,
Каждый день сосунков тебе резал;
Ты его ударила, превратила в волка,—
Гоняют его свод же подпаски,
И собаки его за ляжки кусают.
Ишуллану, садовника отца, ты любила.
Что тебе постоянно носил фиников гроздья,
Каждый день тебе стол украшая,—
Подняла ты очи, к нему подошла ты:
«О мой Ишуллану, твоей зрелости вкусим,
И, рукою обнажась, коснись нашего лона!»
Ишуллану тебе отвечает:
«Чего ты от меня пожелала?
Чего мать не пекла моя, того не едал я,—
Как же буду есть хлеб прегрешенья и скверны?
Будет ли рогожа мне от стужи укрытьем?»
Ты же, услышав эти речи,
Ты его ударила, в паука превратила,
Поселила его среди тяжкой работы,—
Из паутины не вылезть, не спуститься на пол.
И со мной, полюбив, ты так же поступишь!»

Индийская богиня смерти «Кали карающая»

Индийская богиня Кали является одной из самых уважаемых персон в индуизме. С ней связано много мифов, традиций и верований, которые ни в коем случае нельзя путать с сатанизмом в европейском понимании. Ничего дьявольского в образе Кали нет, хотя она непосредственно связана со смертью.

Кто такая Кали?

В индуистской мифологии Кали трактуется как богиня смерти, карающая и злая преследовательница демона Машиха и его приспешников. Она «заведует» всем, что касается войн, природных катаклизмов и насильственной смерти. Вместе с тем Кали почитают как созидательницу и дарительницу жизни, а смерть – всего лишь оборотная и неотъемлемая часть земного существования.

Кали называют карающей, Матерью всех миров, Черной земной матерью, Носителем черепов, а еще многоликой. Последнее определение вызвано еще одной трактовкой образа богини. Считается, что грозная богиня смерти Кали – это темное воплощение Парвати, прекрасной жены верховного бога Шивы. Также она является воплощением ярости этого бога.

Многоликая Кали обладает огромной властью. Ей подчиняется миропорядок и все 5 стихий: вода, земля, воздух, огонь и эфир. Тому, кто ее уважает, Кали дарит знания и освобождение, поэтому в Индии и других регионах, где исповедуют индуизм и различные ее ответвления, трепетно чтят эту богиню.

Изображение богини

Кали традиционно изображается в виде ужасной женщины с синей кожей. Синий цвет – символ бессмертия. Именно так изображают большинство богов пантеона. Обнаженная грудь Кали украшена гирляндой человеческих черепов. Их 50, как и букв в санскритском алфавите. Эта гирлянда воплощает круговорот воплощений человека.

Кроваво-красный язык богини выдвинут. Таким образом выражается возникающая из нее энергия бесконечной Вселенной. Считается, что богиня взаимодействует с сердцем человека непосредственно, вызывая в нем священный трепет. У Кали 4 руки. Они воплощают 4 стороны света. При этом иногда грозную богиню изображают с шестью или даже восемью руками.

В руках злая Кали держит оружие – копье в виде трезубца, загнутый окровавленный меч и отрубленную голову демона. Последняя означает победу над человеческим эго и сомнениями. Волосы божественной воительницы взъерошенные и спутанные, что соответствует символизму завесы тайны, окутывающей все наше существование и смерть саму по себе.

Рождение Кали

Кали появилась на свет, когда коварный демон Маших, став невидимым, восстал против верховного бога. Но другие боги не захотели ему подчиниться и попросили Шиву о защите. Разъяренный властелин мира вырвал из пасти столб огня. Языки пламени образовали облако, из которого и родилась воинственная Кали.

Одержимая всеподавляющим гневом богиня тут же наказала демона Машиха и многих его воинов. Она сделала это с такой легкостью, что боги сразу поняли, какой силой и властью обладает прекрасная и злая Кали. После битвы богиня начала неистово танцевать. Да так, что весь мир пришел в трепет и боги прониклись страхом. Только сам Шива смог утихомирить разбушевавшуюся Кали, когда буквально лег перед ней на землю. Богиня смерти пренебрегла его ногами и только после этого опомнилась.

Культ и храмы богини смерти

В Калькутте, на востоке Индии стоит самый известный храм богини Кали – Калигхата. Другой находится в городе Дакшинешваре. В сентябре проходит праздник, посвященный богине Кали. Во время служений и праздников верующие приносят своей покровительнице богатые дары, фрукты и цветы. Статую многоликой обильно украшают цветочными гирляндами.

Во время торжеств индуисты пьют вино и освященную воду. У подножия статуи зажигают много свечей. На богослужениях особую роль играет красный цвет – цвет энергии Вселенной, крови и ярости Кали. Верующие украшают центр лба красным порошком, а чтобы умилостивить злую Мать всего мира, приносят ей красные цветы. В конце богослужения все угощаются подношениями и восхваляют Кали.

Тайна имени Кали

Имя Кали производно от санскритского слова кала, обозначающего черный цвет. В этом содержится глубокий эзотерический смысл. Подобно тому, как черный цвет поглощает в себя все прочие цвета, Кали поглощает и содержит в Себе все мыслимые формы и проявления Бога — от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих. Люди с поверхностным восприятием Божественной Реальности обычно привязываются лишь к слащаво-благостным формам Божества. Таких людей можно сравнить с восторженными солнцепоклонниками, ликующими при свете дня, когда не видно ничего такого, что могло бы сравниться с солнцем как источником жизни и света. Но с наступлением ночи каждый убеждается, что на фоне безбрежного чернеющего неба таких “солнц” — неисчислимое количество.

Так же все почитаемые разными религиями формы Бога — лишь тускло мерцающие “звезды”, частичные проявления силы и энергии бесконечно могущественной Кали. Именно в Ней Божественная Реальность может быть почитаема во всей Своей необъятной полноте. Поэтому из всех форм Матери-Богини именно Кали олицетворяет Собой Изначальную Шакти (Адья-Шакти) , от которой производны все прочие божественные формы — как женские, так и мужские, ибо, говоря словами “Гандхарва-тантры”,

мужская форма, женская форма, любая форма вообще — все формы, несомненно, — проявления Ее Высшей Формы” .

В десятой главе “Нирвана-тантры” говорится, что, подобно тому, как дерево растет и погружается глубже в землю, пузырь — в толщу воды, или светила — в облака, так же и все боги имеют свое начало и конец в Кали. Согласно “Маханирвана-тантре” (4.30-32), Время (Кала) пожирает весь мир во время космического растворения (пралайи), но Кали пожирает даже само Время, потому Она и именуется словом Кали.

Кали — это Адья-Шакти, Изначальная Божественная Сила, неотделимая от Своего Супруга, Парама-Шивы, т.е. Брахмана (Абсолюта) .

Согласно “Девибхагавата-пуране” и другим шактистским писаниям, в ходе космического проявления Изначальная Шакти проявляет Себя как частичные формы (амша-рупа, еще более мелкие формы (кала-рупа) и как формы, являющиеся частями частей (каламша-рупа).

К проявлениям первого типа относятся Дакшинакали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Савитри, Радха, Бхайрави и другие почитаемые духовные формы Дэви, к проявлениям второго типа — младшие женские божества (Ганга, Туласи, Манаса, Шаштхи и другие), а проявлениями третьего типа являются все местные почитаемые формы Богини (т.н. грама-дэваты, воплощенные в храмовых святынях), другие мелкие божества и, наконец, все женские существа вообще.
Хотя Божественная Мать едина и не существует чего-либо вне Ее (если не считать Парама-Шиву, от которого Шакти всегда неотделима), ради нужд поклоняющихся Ей и в ходе Своих божественных игр (лил) Она принимает всевозможные бесчисленные формы.

Девять проявлений Богини Кали

Так, “Махакала-самхита” упоминает девять проявлений Богини Кали: Дакшинакали, Шмашанакали, Бхадракали, Гухьякали, Калакали, Камакалакали, Дханакали, Сиддхакали и Чандикакали. Другие Тантры описывают разное число форм Кали в зависимости от того, какие функции те или иные проявления Матери выполняют и что собой символизируют. Ачарья Абхинавагупта из Кашмира в своей “Крама-стотре” перечисляет двенадцать проявлений Кали. Но в каких бы формах ни выступала Кали, Она не перестает быть Той единой Силой, что воспета “Деви-Махатмьей”:

МАХАВИДЙА МАХАМАЙА МАХАМЕДХА МАХАСМРИТИХ |
МАХАМОХА ЧА БХАВАТИ МАХАДЕВИ МАХАСУРИ ||

Великое Знание, Великая Иллюзия, Великая Мудрость и Великая Память,
Великое Заблуждение и Всевладычица, Великая Богиня и Великая Демоница!

В настоящее время в Индии наиболее почитаема Дакшинакали, иначе известная как Шьяма и изображаемая черной, обращенной лицом на юг, четырехрукой Богиней, обычно стоящей на Шиве, неподвижно лежащем как труп. Происхождение почитания этого знаменитого образа Матери обычно связывают с именем известного шактистского святого Кришнананды Агамавагиши, автора “Тантрасары”, жившего в 16 веке в Бенгалии.

Шмашанакали изображается обычно в позе випарита-рати (одна из сексо-йогических поз, в которой женщина сидит на мужчине сверху и играет весьма активную роль) вместе с Шивой. Данный образ выражает идею божественной полноты, когда Шива (Сознание) и Шакти (Энергия) взаимно дополняют друг друга и сливаются в нераздельном блаженстве и единстве. Эту форму Матери особенно почитают тантрики-аскеты, совершая поклонение Ей в шмашанах (местах ритуального сожжения трупов) и медитируя на достижение Освобождения.

Существует множество и других почитаемых образов Кали, а также различные подходы в их соотнесении друг с другом и с Изначальной Кали (Адья-Кали). Большинство этих образов Матери имеют практическое значение лишь для конкретных тантрических святилищ в Индии, где они почитаются на протяжении столетий и где с каждым из них связан целый цикл легенд, чисто местных обычаев и практик поклонения. Значительное большинство этих образов не имеют даже общеиндийского значения и связаны лишь с внутренней жизнью отдельных индусских общин, нередко даже вовсе нетантрических.

Адья-Кали — форма Божественной Матери

В тантрической традиции рахасья-сампрадайи, которой следуют последователи “Тантра-Сангхи”, принято почитать Адья-Кали как основную Форму Божественной Матери, вмещающую в Себя все прочие Ее проявления как исходящие от Нее последовательные вибрации и излучения. Сама Адья-Кали при этом остается неизменно самодостаточной, но одновременно вибрирующей в постоянном движении (спанда) волн Сознания-Силы так, что Ее последовательные проявления непрерывно сменяют друг друга, как вспышки света. Такая последовательность (крама) неисчислимых излучений Единой Сознательной Силы неизбежно приводит к восприятию Ее как одной Изначальной Богини, из Которой невозможно исключить какие бы то ни было проявления бытия: все отдельные “вспышки” сливаются в единое устойчивое Сияние Образа Великой Матери, неотделимой от Своего Божественного Супруга, т.е. Парама-Шивы (Абсолюта).

Данная традиция почитания Шакти восходит к североиндийской (кашмирской) системе Тантры, известной как трика-каула (другие названия : кула, каула, Кали-крама, крама, рахасья-каула, ануттара-каула, ануттара-трика-кула-крама, трика-шасана или просто трика). Система трика, составляющая главную теоретическую основу учения рахасья-каула-сампрадайи (рахасья-сампрадайи), среди прочих школ каулачары (кулачары) выделяется своей особо тщательно разработанной и упорядоченной системой тантрической философии и практики, одновременно включая в себя при этом основные теоретические и практические достижения всех эзотерических школ Тантры. Это позволяет последователям рахасья-сампрадайи успешно опираться на общее духовное наследие всего тантризма.

Самые грозные богини мировой мифологии (18+)

Этим богиням не были свойственны понятия «милосердие» и «доброта». Разрушения и смерти — вот чего они требовали от своих почитателей.

Кали — богиня смерти, боли и упадка — переводится как «черная». Изображается она темнокожей нагой красавицей, свободной от всех условностей. С высунутого языка Кали капает кровь, цвет глаз — красный. Шею богини украшает ожерелье из пятидесяти черепов, а набедренный пояс выполнен из отрубленных рук грешников. В одной из своих рук (а всего их у Кали четыре) она держит голову демона, ногами же стоит на трупах.

Кали. Источник: ixigo.com

В Индии в Средние века черной богине Кали поклонялась секта тугов (или тхагов) — душителей, помогавшая людям (как правило, путешественникам) без единой капли крови перейти в мир иной.

В честь богини Кали в Индии названы несколько городов. Например, Калькутта.

В древнегреческой мифологии Геката — повелительница земли, неба и аида. Именно поэтому она часто изображается трехликой. Геката почиталась греками как богиня ночи и колдовства, властительница злых духов.

Статуя Гекаты. Источник: nauka. vesti.ru

Геката связывает два мира — мертвый и живой. Исследователи считают ее подобием Артемиды, ночной охотницы. В самые непроглядные ночи Геката в сопровождении своры чудовищных стигийских собак (кстати, именно собака — священное животное богини; в пещерах, куда не проникал солнечный свет, или на перекрестках, в угрюмую полночь, ей приносили в жертву черных щенков) выходит из преисподней и бродит по земным дорогам. Горе тем одиноким странникам, кто попадется у нее на пути.

Также по связи с землей и царством мертвых Геката близка Деметре и ее дочери Персефоне. Согласно расхожему мнению, культ Гекаты сначала существовал во Фракии и лишь потом, уже после V века до нашей эры, перешел к древним грекам, которые в своих магических папирусах часто, обращаясь к многоликой богине, именовали ее Селеной, властительницей Луны.

Древнегреческий поэт Пиндар в своих лирических произведениях наделил Гекату эпитетом «обутая в красное». И для мрачной богини, бессменными атрибутами которой были бич, факелы и змеи, это вполне уместно.

«Родина» Кибелы, богини, впоследствии названной римлянами «Великой Матерью», — Фригия. Здесь, в Малой Азии, Кибелу считали не только родоначальницей всего земного, но и верили, что мир аида также находится в ее власти. Львы, пантеры и дикие кошки были излюбленными и постоянными спутниками фригийской богини.

Древние греки, познакомившись с Кибелой посредством греческих колоний в Малой Азии, стали отождествлять ее с матерью Зевса Реей. В III веке до нашей эры культ Кибелы проник и в Древний Рим. Теперь римляне и греки знали не только имя матери-природы, но и ряд мифов и легенд, связанных с ней. Например, историю о юном возлюбленном богини, Аттисе, согласно которому юноша, находясь в экстазе, оскопил себя, умер, а затем возродился вновь.

Что касается ритуала Кибелы, то он по своему наполнению был достаточно странным и весьма жестоким. Например, крещение кровью. Новообращенного в культ Великой Матери помещали в яму, накрытую дырявой крышей, и окропляли бычьей кровью. При этом в жертву скотину приносили тут же, наверху.

Рельеф, посвященный Кибеле и Аттису. Источник: ancientrome.ru Как утверждают историки, от своих адептов Кибела требовала полного подчинения. Именно поэтому люди боялись не только саму мать-природу, но и ее служителей.

Астарта — в Египте, Ашторет — у иудеев, воплощение Афродиты — в Греции — имя богини любви, войны и плодородия Иштар встречается у многих народов. И все же главным центром поклонения пышногрудой крылатой богине, сопровождаемой львами и совами, было Аккадское царство.

Иштар. Источник: wikipedia.org

Иштар — крайне противоречивый мифологический образ. С одной стороны, он олицетворяет сексуальность, влечение, женственность. С другой, страсть аккадской богини, ее любовь порабощают, становятся узами. Так, согласно одной из легенд, причиной гибели Таммуза, бога урожая и плодородия, стала как раз связь с красавицей Иштар.

Принято считать, что Астарта — покровительница куртизанок, блудниц и гомосексуалистов. Прежде всего богиню почитали женщины, которые в знак поклонения ей занимались храмовой проституцией. Вступая в связь с мужчинами, славили Иштар и юноши.

Еще одна ипостась Ашторет — безжалостная воительница, кровожадная амазонка. По мнению некоторых исследователей, ее супругом был сам Ваал, повелитель солнца. Прославляя божественную чету, жрецы не только придавались сексуальным оргиям, но и не брезговали человеческими жертвоприношениями.

Чиннамаста

Среди других суровых властительниц мировой мифологии индуистско-буддистская богиня Чиннамаста выделяется особой иконографикой. Традиционно она изображается жестокой повелительницей, держащей в левой руке собственную отсеченную голову и пьющей кровь, фонтаном бьющую из ее шеи. Кстати, имя у Чиннамасты — говорящее. В переводе с санскрита оно означает — «та, у которой отрублена голова».

Чиннамаста. Источник: wikipedia.org

Чиннамаста попирает ногами любовную пару (Каму и Рати, его супругу), изображенную в перевернутой, нестандартной позе. По мнению исследователей, стоя на боге любви и богине страсти, Чинна показывает, что победа на ее стороне, любовные аффекты повержены.

Слева и справа от воинственной богини (кстати, цвет Чиннамасты — желтый или красный — цвет огня и солнца) — две ее спутницы, Дакини и Варнини, благоговейно пьющие струящуюся из ее шеи кровь.

Что касается культа Чиннамасты, то одной из самых известных практик было ритуальное самоубийство. Во славу кровожадной богини вдовы самовольно шли на костер.

Ссылка на основную публикацию